ЦВЕТНИК.ИНФО

 

 
 
Главная Типы и стили сада Элементы сада Садовые проекты Отдых на даче Вечные вопросы
Плодовые Огородные Декоративные Цветочные Комнатные Весёлый цветник
 
   
 
   

Методы создания арбоскульптур

 

Highslide JS

Слева: Арбоскульптура Ричарда Римса, использующая способность деревьев «обволакивать» металлические предметы.

Для своих творений арбоскульпторы обычно используют виды деревьев, способные быстро наращивать древесину, как кpупнoлиствeнных пород (например, клен), так и мелколиственные деревья (например, граб обыкновенный).

При этом, основной принцип, на который они опираются, – это способность деревьев и кустарников одной породы срастаться между собой. Известно, что ветви могут быть естественно привиты друг к другу от того, что сжаты вместе в течение длительного периода времени. Некоторые виды являются особенно подверженными стихийным прививкам, такие как бук, вяз, ясень, клен и тополь. Это явление и вдохновило Акселя Эрландсона на придание деревьям различных форм. При этом деревья, кoтоpые имеют гладкую или тонкую кору, склоняются к самопрививке легче, чем деревья c толстой корой.

Highslide JS

Слева: Два бука, сросшихся стволами в точке соприкосновения.

Природные искажения деревьев являются чудом. Древесные растения во время роста могут искажаться и развиваться в фoрмы. Деревья обладают способностью видоизменяться, и люди могут использовать их природные привычки роста для создания «живых» произведений искусства.

Highslide JS

Слева: В природе при определенных условиях (касание камбием) ветви могут срастаться без всякой подвязки, как у этих двух буков, сросшихся ветвями.

Существует много различных способов прививки. Метод аблактировки, или сращивания, прост и может быть выполнен в любое время года. Прививка проводится путем ранения и разрезания ветвей попарно. Вместе они образуют язычковые сплетения и узловое покрытие. Слои камбия должны быть хорошо закреплены и соединены вместе при помощи изоленты. При связывании частей важно предохранить свежие срезы от высыхания. Когда все следы повреждений исчезнут, образуются новые годичные кольца.

Highslide JS Highslide JS
Соединение язычковых надрезов

Другой путь выполнения прививки – без повреждения дерева. Для этого части деревьев сильно связывают вместе. Этот метод занимает больше времени, чем при соединении ранений. Подобно прививке, растения в местах соприкосновения срастаются друг с другом, при этом ткань образования клеток, находящаяся непосредственно под корой и лыком – камбий – одного дерева входит в контакт с камбием другого дерева той же породы, образуя прочное сращение. Ключ к удачной прививке – это сохранение раневых участков неподвижными относительно друг друга до тех пор, пока дерево не образует достаточно слоев, чтобы защитить разрез.

Highslide JS Highslide JS
Метод скрепления с помощью изоленты

В природе довольно часто можно наблюдать, когда деревья одного и того же вида в местах долгого и устойчивого соприкосновения друг c другом начинают постепенно срастаться без всякой надрезки коры, прививки или какого-либо другого вмешательства извне. Обычно в таких местах при трении соприкасающихся стволов или ветвей от ветра обнажаются внутренние ткани дерева (камбий), которые и обеспечивают срастание. Некоторые породы деревьев, такие как граб или бук, срастаются относительно быстро и легко. Другим породам, таким, например, как клен, потребуется больше времени. Чем крупнее, толще и шерoховaтее кора у породы дерева, тем сложнее вступают в контакт друг с другом участки образовательной и проводящей ткани и тем сложнее протекает срастание.

Для ускорения срастания деревьев при создании скульптур или живых построек из деревьев некоторые садовники-арбоскульпторы использует болты или шурупы-саморезы, которые ввинчиваются в точках пересечения стволов. При ввинчивании шурупа небольшое количество лубяных волокон c содержащимся в них камбием (ткань образования клеток) вгоняется в другое деревце. Уже только этого будет достаточно для того, чтобы два дерева срослись между собой, как при прививке.

Highslide JS Highslide JS
Крепление с помощью саморезов

После срастания, которое может произойти уже после одного вегетационного периода, шуруп можно удалить. Но даже если он полностью врастет в дерево, то не причинит ему никакого вреда. Дело в том, что этот прием использует еще одно интересное свойство деревьев – «обволакивать» закрепленные на них предметы и со временем «проглатывать» их. Особенно хорошо деревья «переваривают» металлические предметы.

В 1930-е годы немецкая фирма Нойлоэ (Neulohe GmbH) запатентовала свой метод соединения ветвей, использующий это необычное свойство деревьев. Через ветви пробивался 1,5-мм штифт из нержавейки с 8-мм оголовником с одной стороны, и пружинной шайбой с другой. Двигаться эта шайба могла только к ветвям, а не от них. Надрезов коры при соединении не требовалось. Для экспериментов использовались рябина, граб, бук и берёза. Уже через несколько недель ветви начинали срастаться, а фото показывает результат через год. Сможет ли кто на фото ниже различить оголовник штифта? А ведь он там есть!

Highslide JS

Слева: Ветви, соединенные стальным штифтом.

Чтобы помочь проводникам и ветвям деревьям удерживаться в требуемом положении, арбоскульпторы используют целый ряд других подручных средств в качестве крепежных или подвязочных материалов. К ним относятся куски проволоки с мягким покрытием, резиновые жгуты, пластиковые кабельные стяжки, бечевки и тому подобные материалы, которые наносят минимальный вред растущей древесине.

Дополнительные подвязочные средства используются и в случаях применения саморезов для соединения пересекающихся стволов (например, при создании плетеной живой беседки из деревьев). Шуруп-саморез соединяет ткань образования клеток в местах, где центральные проводники пересекаются крест-накрест в ромбовидном плетении, а резиновый жгут, наложенный сверху соединения, снижает амплитуду движений, вызываемых ветром. Все это способствует быстрому срастанию деревьев.

Highslide JS Highslide JS
Свойство деревьев – «обволакивать» закрепленные на них предметы и со временем «проглатывать» их – используется в арбоскульптуре

Подвязочные материалы тоже со временем врастают в кору дерева, если их вовремя не снять. Следует учитывать, однако, что в месте врастания перевязки дерево ослабляется, и резкая нагрузка в виде сильного порыва ветра может привести к излому. По этой причине лучше пользоваться резиновыми жгутами или лентами, которые применяются в питомниках для подвязывания растений. Любые подвязочные материалы рекомендуется удалять до того, как они врастут в ствол дерева. Впрочем, если какое-то число перевязок врастет в живой объект, большого вреда не будет, но лучше, чтобы деревья могли развиваться в дальнейшем без сжатия веревками и жгутами.

Наконец, для создания «живой» мебели часто используются специально изготовленные под конкретную задачу направляющие типа шпалер либо «корсеты» из проволочных конструкций. Такие временные каркасы помогают зафиксировать загнутые ветви растений в требуемом положении до тех пор, пока растение в своих тканях не преодолеет сопротивление сделанному искривлению и не начнет наращивать годичные кольца прироста новых тканей. Либо использоваться для поддержки и формировки молодых саженцев до тех пор, пока они они не станут достаточно сильными, чтобы самим поддерживать задуманную форму.

Highslide JS

Слева: Табуретка из деревьев, отделенная от своих корней (на заднем плане рисунка она еще в «растущем» виде).

Любая арбоскульптура начинается с идеи, которая затем прорабатывается в чертежах и рисунках и только потом воплощается в жизнь. На выращивание древесной скульптуры уходят годы, даже десятилетия. На выращивание «живого» стула, на котором можно было бы сидеть, может уйти от 8 до 10 лет, Для того, чтобы считать некоторые из своих работ законченными, Акселю Эрландсону потребовалось выращивать их 40 лет.

Готовые произведения могут затем либо оставаться в растущем состоянии, либо срезаться арбоскульптором, как убирают зрелый урожай – для пополнения собственной коллекции, демонстрации на выставках, или на продажу.

Считается, что человек, полностью овладевший искусством арбоскульптуры, может легко воспроизвести один и тот же образец дерева неограниченное количество раз, поскольку он полностью познал законы, по которым живет дерево и осознал его скрытую природу.

 
Фотографии: Wikimedia Commons
 

Использование материалов с сайта возможно только с письменного разрешения редакции.

© Все права защищены. Нарушители авторских прав будут преследоваться по закону.

Карта сайта || Обратная связь
  Яндекс цитирования  



 
 

Сад топиарныx форм

  Топиары в орнаментальном садоводстве

История топиарного искусства

  Истоки топиарного искусства

  Топиарный стиль в эпоху «барокко»

  Вклад Англии и Голландии

  Французский классицизм

  Наступление пейзажного стиля

  Топиарное искусство в странах Востока

  Топиарное искусство сегодня

Растения для топиарных целей

  Критерии отбора растений

  Лучшие растения для стрижки

  Уход за топиарными формами

Линейные элементы

  Живые изгороди

  Шпалера

  Аллея

  Боскет

Пространственные элементы

  Партер

  Партерные клумбы

  Французский партерный огород

  Партерная клумба на заказ

  Простой партер своими руками

  Узловой сад

  Дизайн узлового сада

  Лабиринт из стриженой изгороди

Уплощенные формы кроны

  Истоки формового садоводства

  Способы формировки кроны

  Искусственные формы кроны

  Кордон

  Горизонтальный кордон

  Вертикальный кордон

  Косой кордон

  Пальметта

  Шпалерная культура

  Шпалерная изгородь

  Пристенный сад на шпалерах

  Деревья в «беседочной» культуре

Объемные формы кроны

  Объемные формы кроны

  Куб

  Шар

  Цилиндр

  Конус

  Пирамида

  Обелиск

  Многоярусный конус

  Пирамида c ярусами

  Спираль

  Штопор

  «Растение в горшке»

Дендроконструкции

  История архитектурной дендрологии

  Живые беседки Германа Блока

  Беседка из деревьев

  Беседка из деревьев на каркасе

  Плетеные изгороди

  Арка или галерея

  Живые структуры из ивы

  Берсо

  «Соборная роща»

Арбоскульптура

  Понятие арбоскульптуры

  История арбоскульптуры

  Методы создания арбоскульптур

  Процесс создания арбоскульптур

  Арбоскульптура в виде мебели

  Кресло Джона Крубзака

  Стул Ричарда Римса

  Скамейка Германа Блока

  От живых сидений к беседке

  Живой стол

  Арбоскульптуры своими руками:

 

  Дерево-решетка

  Дерево-винт

  Дерево-ромб

  Дерево-ваза

 

Бонсай и ниваки

  Бонсай

  Ниваки (садовый бонсай)

Топиары для начинающих

  Топиары своими руками

  «Пирамида»

  «Шар»

  «Сердце»

  «Птица»

  «Автомобиль»

Статьи на близкую тему