ЦВЕТНИК.ИНФО

 

 
 
Главная Типы и стили сада Элементы сада Садовые проекты Отдых на даче Вечные вопросы
Плодовые Огородные Декоративные Цветочные Комнатные Весёлый цветник
 
   
 
   

История арбоскульптуры

 
Highslide JS

Слева: Аксель Эрландсон под одним из экспонатов в своем «Цирке деревьев».

Термин «арбоскульптура» впервые был введен в 1995 г. Ричардом Реймсом и Барбарой Делбол в книге «How to Grow a Chair – The Art of Tree Trunk Тopiary» («Как вырастить стул – топиарное искусство»). Реймс придумал слово при попытке дать объединяющее название к практике формирования растущих стволов деревьев в скульптурные фигуры.

Однако родоначальником арбоскульптуры по праву считается Аксель Эрландсон (Axel Erlandson). Он родился в 1884 году в семье шведских иммигрантов, переселившихся на американский континент. Долгое время занимался выращиванием в Центральной Калифорнии бобовых и зерновых культур. Наблюдая за тем, насколько причудливо в природе способны переплетаться гибкие стебли растений, Эрландсон решил попробовать проделать то же самое с некоторыми деревьями. В 1919 году при помощи прививок, обрезки и специальных приспособлений ему удалось на основе двух платанов создать свою первую скульптуру.

Вдохновленный успехом, Аксель продолжил эксперименты и постепенно за годы создал целую уникальную в своем роде коллекцию. Однако вплоть до 1945 года ему и в голову не приходило выставлять свои шедевры на всеобщее обозрение. Аксель, как и его семья, относился к созданию скульптур на основе живых деревьев всего лишь как к семейному развлечению и хобби, а не как к искусству. Передумать мастера заставили его дочь и жена, вернувшиеся из заграничной поездки. Во время путешествия дамам не раз представлялась возможность убедиться в том, что люди падки на все необычное и готовы за возможность полюбоваться всякими странностями платить большие деньги.

Highslide JS

Слева: «Дерево-петля» из «Цирка деревьев».

Вняв разумным доводам супруги и дочери, Эрландсон решил организовать под открытым небом сад-музей и название выбрал ему интересное – «Древесный цирк». Чтобы реализовать свою идею, Акселю понадобились два года. За это время он приобрел небольшой земельный участок в Скоттс-Вэлли на главной дороге между Долиной Санта-Клары и океаном (здесь как раз проходил туристический маршрут), куда пересадил лучшие экземпляры из своего сада. Выращивать новые живые скульптуры Аксель не стал, поскольку процесс их формировки требует очень много времени. Сад-музей «Древесный цирк» был торжественно открыт в 1947 году.

К наиболее интересным экспонатам музея Эрландсона традиционно относятся:

  • Дерево-корзина
    Композиция создана из шести платанов (Platanus acerifolia), которые расположены по кругу и привиты друг к другу в 42 различных местах.

  • Двуногое дерево (дерево-арка)
    При помощи специальных приспособлений Акселю Эрландсону удалось соединить два ствола в одно дерево и получить симпатичную «раскоряку».

  • Дерево-лестница
    На формирование дерева-лестницы ушло около 40 лет.

Highslide JS Highslide JS
«Дерево-корзина» «Двуногое дерево»

Эрландсон посвятил арбоскульптуре всю свою жизнь. Он создал выдающиеся скульптуры из живых деревьев. Когда же его спрашивали, как у него вырастали такие шедевры, он часто отвечал что-то типа: «Я их просто попросил об этом». Умер Аксель Эрландсон в 1964 году, так и не раскрыв никому секреты своего ремесла. Но известно, что пионер арбоскульптуры тщательно планировал свои будущие творения на бумаге, а затем воплощал их в жизнь с помощью обрезки, прививки, пригибания и сращивания растений.

Сад-музей перешел к новому владельцу, который переименовал его на «Потерянный мир» (Lost World). В новом проекте чудо-деревьям отводилась лишь второстепенная роль. На первом же плане выставлялись пластмассовые фигуры динозавров. Подобные идеи публике не пришлись по вкусу, поэтому хозяева сада неоднократно терпели банкротство.

Highslide JS

Слева: «Дерево-лестница».

Самые крупные проблемы у парка появились в 1984 г., когда начались серьезные споры о том, можно ли этот участок считать историческим памятником. Иначе «Затерянному миру» грозило разрушение бульдозерами. В 1985 г. Майкл Бонфанте (Michael Bonfante), владелец сети бакалейных магазинов Nob Hill Foods, приобрёл и пересадил 24 дерева-скульптуры для своего развлекательного парка в калифорнийском городе Гилрое ("Gillroy Gardens", Гилрой, Калифорния, США). Здесь и сегодня можно увидеть огромные сердца, решeтчaтые деревья, спирали, лестницы и прочие объекты из деревьев, сформированные Эрландсоном.

Часть экспонатов из коллекции Эрландсона представлены в засушенном виде в Музее истории искусств в Санта-Круз, Калифорния.

Highslide JS Highslide JS
«Иголка с ниткой» «Дерево-куб»

И сегодня арбоскульптуры создаются, в основном, теми же методами, которыми пользовался Аксель Эрландсон. Деревья изгибают, обрезают, прививают, объединяют по нескольку сразу при посадке или с помощью прививки.

 
Фотографии: Wikimedia Commons
 

Использование материалов с сайта возможно только с письменного разрешения редакции.

© Все права защищены. Нарушители авторских прав будут преследоваться по закону.

Карта сайта || Обратная связь
  Яндекс цитирования  



 
 

Сад топиарныx форм

  Топиары в орнаментальном садоводстве

История топиарного искусства

  Истоки топиарного искусства

  Топиарный стиль в эпоху «барокко»

  Вклад Англии и Голландии

  Французский классицизм

  Наступление пейзажного стиля

  Топиарное искусство в странах Востока

  Топиарное искусство сегодня

Растения для топиарных целей

  Критерии отбора растений

  Лучшие растения для стрижки

  Уход за топиарными формами

Линейные элементы

  Живые изгороди

  Шпалера

  Аллея

  Боскет

Пространственные элементы

  Партер

  Партерные клумбы

  Французский партерный огород

  Партерная клумба на заказ

  Простой партер своими руками

  Узловой сад

  Дизайн узлового сада

  Лабиринт из стриженой изгороди

Уплощенные формы кроны

  Истоки формового садоводства

  Способы формировки кроны

  Искусственные формы кроны

  Кордон

  Горизонтальный кордон

  Вертикальный кордон

  Косой кордон

  Пальметта

  Шпалерная культура

  Шпалерная изгородь

  Пристенный сад на шпалерах

  Деревья в «беседочной» культуре

Объемные формы кроны

  Объемные формы кроны

  Куб

  Шар

  Цилиндр

  Конус

  Пирамида

  Обелиск

  Многоярусный конус

  Пирамида c ярусами

  Спираль

  Штопор

  «Растение в горшке»

Дендроконструкции

  История архитектурной дендрологии

  Живые беседки Германа Блока

  Беседка из деревьев

  Беседка из деревьев на каркасе

  Плетеные изгороди

  Арка или галерея

  Живые структуры из ивы

  Берсо

  «Соборная роща»

Арбоскульптура

  Понятие арбоскульптуры

  История арбоскульптуры

  Методы создания арбоскульптур

  Процесс создания арбоскульптур

  Арбоскульптура в виде мебели

  Кресло Джона Крубзака

  Стул Ричарда Римса

  Скамейка Германа Блока

  От живых сидений к беседке

  Живой стол

  Арбоскульптуры своими руками:

 

  Дерево-решетка

  Дерево-винт

  Дерево-ромб

  Дерево-ваза

 

Бонсай и ниваки

  Бонсай

  Ниваки (садовый бонсай)

Топиары для начинающих

  Топиары своими руками

  «Пирамида»

  «Шар»

  «Сердце»

  «Птица»

  «Автомобиль»

Статьи на близкую тему