ЦВЕТНИК.ИНФО

 

 
 
Главная Типы и стили сада Элементы сада Садовые проекты Отдых на даче Вечные вопросы
Плодовые Огородные Декоративные Цветочные Комнатные Весёлый цветник
 
   
 
   

Аллея

 

Highslide JS

Слева: Фигурная аллея из туи «Брабант».

С утверждением регулярного стиля в европейском садово-парковом искусстве сад стал восприниматься его устроителями как проявление архитектуры. Мастера ландшафтного дизайна, такие как француз Андре Ленотр, считали свою деятельность разновидностью труда архитектора, а свою главную задачу видели в расширении пространства здания за пределы его стен и упорядочивание природы в соответствии с законами геометрии, оптики и перспективы. Сады создавались подобно зданиям, с анфиладой комнат, через которую проходил зритель следуя заданным маршрутом, с коридорами и вестибюлями.

Highslide JS

Слева: Аллея в парке Версаля.

В своих чертежах они использовали терминологию архитекторов; площадки назывались залами, комнатами и зелеными театрами. «Стены» выполняли посредством подстриженого кустарника, а «лестницы» посредством водных каскадов. Большие наполненные водой бассейны заменяли зеркала, а струи воды из фонтанов замещали канделябры. На земле были покрывала или ковры из травы, украшенные растениями, а деревья образовывали портьеры вдоль аллей.

Аллеи служили «скелетом» всей регулярной конструкции, позволяя связать разные элементы ландшафта в сложный геометрический план. При этом, ландшафтные архитекторы не ограничивались простым соблюдением законов геометрии, а использовали последние достижения в сферах перспективы и оптики. Уже в первых опубликованных трактатах по садоводству, в XVII веке, они отводили целые разделы аспектам коррекции или улучшения перспективы, как правило, формируя иллюзию увеличенных расстояний. Зачастую это достигалось путем постепенного сужения аллей или сведения рядов деревьев в одну точку. Также деревья подстригали таким образом чтобы их высота казалась меньше по мере удаления от центра сада или от жилого здания. Все эти способы позволяли создать ощущение более длинной перспективы, и размеры садов казались больше, чем есть на самом деле.

Highslide JS

Слева: Аллея из стриженых деревьев в английском поместье Баскот.

Регулярный парк французского стиля – Версаль, Марли, Гатчина – распространял свой план и на окружающие угодья. Аллеи продолжались просеками, пересечение которых создавало площадь – «звезду». Широкий проспект посреди лесной чащи производит особый эффект, символизируя власть человека над широким простором шумящего леса. Аллеям подобны и знаменитые дороги, трезубцем расходящиеся от версальского дворца и рассекающие Францию. Интересно, что рисунок, когда три или пять аллей или дорожек выходили из одной точки, назывался «гусиная лапа» (фр. patte d'Oie).

Highslide JS

Слева: Три дороги, обсаженные вязами, лучами сходящиеся к главной площади Версаля.

Главные аллеи в королевских и княжеских резиденциях наглядно демонстрировали власть человека над окружающим пространством. Для них использовались большие мощные деревья с долгим сроком жизни. Большинство деревьев в Версале, например, было перенесено из лесов; использовались грабы, вязы, липы и буки. Взрослые большие деревья выкапывались в лесах Компьени и Артуа и заново высаживались в Версале. Деревья в парке были заключены в жесткие формы и рамки – подстрижены горизонтально и выровнены на верхушках, чтобы придать им нужную геометрическую форму. Только в XVIII веке деревьям позволили расти естественно. Множество деревьев погибало после пересадки и их регулярно меняли.

Highslide JS Highslide JS
Аллея во французском стиле, Кусково, Москва Аллея из стриженых деревьев в регулярном стиле, Петергоф

Доминирование регулярного стиля в садах существовало вплоть до XVIII века, когда в Европу пришли английские пейзажные парки и источником вдохновения для устройства садов стала служить романтичная живопись вместо архитектуры. Сады стали устраивать на участках земли с естественным ландшафтом, вместо того чтобы выравнивать поверхность, формируя искусственные террасы и партеры. В соответствии с новой стилевой задачей назначение аллей сменилось на противоположное: вместо того, чтобы подчеркивать власть человека над природой, они стали выполнять «пейзажную» функцию – оттенить и усилить естественные красоты места.

 
Фотографии: Wikimedia Commons
 

Использование материалов с сайта возможно только с письменного разрешения редакции.

© Все права защищены. Нарушители авторских прав будут преследоваться по закону.

Карта сайта || Обратная связь
  Яндекс цитирования  



 
 

Сад топиарныx форм

  Топиары в орнаментальном садоводстве

История топиарного искусства

  Истоки топиарного искусства

  Топиарный стиль в эпоху «барокко»

  Вклад Англии и Голландии

  Французский классицизм

  Наступление пейзажного стиля

  Топиарное искусство в странах Востока

  Топиарное искусство сегодня

Растения для топиарных целей

  Критерии отбора растений

  Лучшие растения для стрижки

  Уход за топиарными формами

Линейные элементы

  Живые изгороди

  Шпалера

  Аллея

  Боскет

Пространственные элементы

  Партер

  Партерные клумбы

  Французский партерный огород

  Партерная клумба на заказ

  Простой партер своими руками

  Узловой сад

  Дизайн узлового сада

  Лабиринт из стриженой изгороди

Уплощенные формы кроны

  Истоки формового садоводства

  Способы формировки кроны

  Искусственные формы кроны

  Кордон

  Горизонтальный кордон

  Вертикальный кордон

  Косой кордон

  Пальметта

  Шпалерная культура

  Шпалерная изгородь

  Пристенный сад на шпалерах

  Деревья в «беседочной» культуре

Объемные формы кроны

  Объемные формы кроны

  Куб

  Шар

  Цилиндр

  Конус

  Пирамида

  Обелиск

  Многоярусный конус

  Пирамида c ярусами

  Спираль

  Штопор

  «Растение в горшке»

Дендроконструкции

  История архитектурной дендрологии

  Живые беседки Германа Блока

  Беседка из деревьев

  Беседка из деревьев на каркасе

  Плетеные изгороди

  Арка или галерея

  Живые структуры из ивы

  Берсо

  «Соборная роща»

Арбоскульптура

  Понятие арбоскульптуры

  История арбоскульптуры

  Методы создания арбоскульптур

  Процесс создания арбоскульптур

  Арбоскульптура в виде мебели

  Кресло Джона Крубзака

  Стул Ричарда Римса

  Скамейка Германа Блока

  От живых сидений к беседке

  Живой стол

  Арбоскульптуры своими руками:

 

  Дерево-решетка

  Дерево-винт

  Дерево-ромб

  Дерево-ваза

 

Бонсай и ниваки

  Бонсай

  Ниваки (садовый бонсай)

Топиары для начинающих

  Топиары своими руками

  «Пирамида»

  «Шар»

  «Сердце»

  «Птица»

  «Автомобиль»

Статьи на близкую тему