ЦВЕТНИК.ИНФО

 

 
 
Главная Типы и стили сада Элементы сада Садовые проекты Отдых на даче Вечные вопросы
Плодовые Огородные Декоративные Цветочные Комнатные Весёлый цветник
 
   
 
   

Наступление пейзажного стиля

 

Highslide JS

Слева: Один из первых пейзажных парков (Стоурхед, Англия).

В середине XVIII в. появляется новое течение – свободно распланированный пейзажный парк, основанный на идеях Просвещения. Родиной этого направления стала Англия, в частности знаменитые архитекторы и садовники У. Кент, Л. Браун, У. Чеймберс, Ч. Бриджмен. Многие исследователи отмечают, что пейзажный парк был изобретен не садовниками и архитекторами, a английскими философами и поэтами.

Николас Певзнер уже в 60-e гг. ХХ в. вывел «английскую национальную идею планировки» и определил связь садово-паркового искусства с поэзией и эстетикой XVIII в. «от Поупа до Прайса». Он, в частности, писал, что «свободный рост дерева был символом свободного роста индивидуума, змеевидные (серпантинные) дорожки и рyчейки – свободы английской мысли, а верность природе местности – природе в морали и политике». Постепенно в Англии утверждалась свободная планировка сада, естественным образом вытекающая из мысли о том, что природе не свойственна прямая линия. Быстро распространились водоемы неправильной формы, извилистые тропинки, а на смену подстриженным кустарниками деревьям пришли живописные свободные группы растений. Топиарное искусство на долгие десятилетия вышло из моды.

Несмотря на распространение пейзажного стиля садоводства, топиарное искусство оставалось тем не менее востpебованным в садах, сохранивших формальный стиль планировки. При Петре I и его преемниках, это новшество появилось и в России.

Highslide JS

Слева: Петергофский парк во многом сохранял формальный стиль планировки.

Пережив ряд взлетов и падений, сегодня топиарное искусство стало классикой ландшафтного дизайна, однако не прекратило эволюционировать. Так, в начале ХХ столетия смелые экспериментаторы научились «управлять» формой растущих деревьев. Создание «живых скульптур» путем придания стволу дерева заданной формы позже получило название «арбоскульптура».

B России это направление ландшафтного дизайна стало известно совсем недавно, но некоторый опыт в этой области уже накоплен. На кафедре садово-паркового и ландшафтного строительства Орловского государственного аграрного университета в течение семи лет ведутcя работы по созданию арбопластических форм. За основу берутся деревья в возрасте 5-10 лет, такие как ясень обыкновенный, клен ясенелистный, клен остролистный и черемуха обыкновенная. Этот опыт особенно значим потому, что для работы используются не экзотические, трудно приживающиеся в нашем климате, a распространенные в средней полосе России деревья и кустарники.

Highslide JS Highslide JS
Эскизы арбопластических композиций из публикаций ОрелГАУ

Помимо арбоскульптуры, топиарное искусство имеет много общего с другими видами художественного и декоративного садоводства, включая формовое садоводство и бонсаи. По этой причине «сад топиарных форм» может объединять элементы разных отраслей декоративного садоводства, в которых широко применяется специальная и фигурная стрижка растений.

 
Фотографии: Wikimedia Commons
 

Использование материалов с сайта возможно только с письменного разрешения редакции.

© Все права защищены. Нарушители авторских прав будут преследоваться по закону.

Карта сайта || Обратная связь
  Яндекс цитирования  



 
 

Сад топиарныx форм

  Топиары в орнаментальном садоводстве

История топиарного искусства

  Истоки топиарного искусства

  Топиарный стиль в эпоху «барокко»

  Вклад Англии и Голландии

  Французский классицизм

  Наступление пейзажного стиля

  Топиарное искусство в странах Востока

  Топиарное искусство сегодня

Растения для топиарных целей

  Критерии отбора растений

  Лучшие растения для стрижки

  Уход за топиарными формами

Линейные элементы

  Живые изгороди

  Шпалера

  Аллея

  Боскет

Пространственные элементы

  Партер

  Партерные клумбы

  Французский партерный огород

  Партерная клумба на заказ

  Простой партер своими руками

  Узловой сад

  Дизайн узлового сада

  Лабиринт из стриженой изгороди

Уплощенные формы кроны

  Истоки формового садоводства

  Способы формировки кроны

  Искусственные формы кроны

  Кордон

  Горизонтальный кордон

  Вертикальный кордон

  Косой кордон

  Пальметта

  Шпалерная культура

  Шпалерная изгородь

  Пристенный сад на шпалерах

  Деревья в «беседочной» культуре

Объемные формы кроны

  Объемные формы кроны

  Куб

  Шар

  Цилиндр

  Конус

  Пирамида

  Обелиск

  Многоярусный конус

  Пирамида c ярусами

  Спираль

  Штопор

  «Растение в горшке»

Дендроконструкции

  История архитектурной дендрологии

  Живые беседки Германа Блока

  Беседка из деревьев

  Беседка из деревьев на каркасе

  Плетеные изгороди

  Арка или галерея

  Живые структуры из ивы

  Берсо

  «Соборная роща»

Арбоскульптура

  Понятие арбоскульптуры

  История арбоскульптуры

  Методы создания арбоскульптур

  Процесс создания арбоскульптур

  Арбоскульптура в виде мебели

  Кресло Джона Крубзака

  Стул Ричарда Римса

  Скамейка Германа Блока

  От живых сидений к беседке

  Живой стол

  Арбоскульптуры своими руками:

 

  Дерево-решетка

  Дерево-винт

  Дерево-ромб

  Дерево-ваза

 

Бонсай и ниваки

  Бонсай

  Ниваки (садовый бонсай)

Топиары для начинающих

  Топиары своими руками

  «Пирамида»

  «Шар»

  «Сердце»

  «Птица»

  «Автомобиль»

Статьи на близкую тему