ЦВЕТНИК.ИНФО

 

 
 
Главная Типы и стили сада Элементы сада Садовые проекты Отдых на даче Вечные вопросы
Плодовые Огородные Декоративные Цветочные Комнатные Весёлый цветник
 
   
 
   

Французский классицизм

 

Highslide JS

Слева: Ажурный вышивной партер в усадьбе Во-ле-Виконт.

B XVII столетии во Франции наступает век абсолютизма, связанный c правлением Людовикa XIV. B официальном искусстве главенствующей становится идея возвеличивания Короля-Солнца. Особенной пышностью и блеском отличаются королевские резиденции, которыe служат своеобразными декорациями, на фоне которых проходят королевские пpиемы, праздники и маскарады. Однако теперь сады и парки, окружающие дворцы, призваны выполнятъ не только увеселительные функции. B первую очередь от них требуют репрезентативности. Ключевыми понятиями искусства Франции эпохи Людовика XIV становятся величие и грандиозность. Шутливость барокко сменяется строгостью классицизма.

Распространение классического стиля в садово-парковом искусстве Франции справедливо связывают c именем Андре Ленотра (1613-1701), «прекрасного садовника», чей талант прославился на века. При жизни Ленотр удостоился привилегии, которой не обладали и принцы крови, – он имел право сидеть в присутствии Людовика XIV.

Highslide JS

Слева: Портрет Андре Ленотра работы Карло Маратты (ок. 1680 год).

B эпоху, непосредственно предшествовавшую той, o которой идет речь, главными устроителями садов во Франции были итальянцы Бернини и Борромини, отличавшиеся излишней манерностью. Одной из главных частей сада того времени были фигурные партеры: Ленотр употребил все усилия, чтoбы вывести их из моды.
Общий характер ленотровекого стиля заключается в следующем: план его садов отличается архитектурной правильностью и симметрией, заимствованной y итальянцев, но более грандиозной. Так, шедевр Ленотра – парк Версаля – представлял собой «лиственный город» c площадями, улицами и перекрестками. Особая прелесть версальского парка – в боскетах, разбитых на правильные участки. B зелени листвы, как в камне, были «прорублены» настоящие туннели со сводами, обширные залы, где располагались летние театры. Материалом для удивительных сооружений Ленотра служили листва и ветви деревьев. Руками искусных мастеров в их кронах выстригались нужные участки. Сами деревья рассаживали таким образом, что создавали боскеты причудливых форм.

Highslide JS

Слева: Боскет в регулярном стиле, обрамляющий партер, украшенный геометрическими топиарами.

Ленотр широко использовал приемы топиарного искусства, но его принципы отличались от тех, что использовались мастерами барокко. Ленотр не терпел мелких деталей: использовались только очертания геометрических фигур – куба, шара, пирамиды. Великий садовник оперировал только крупными массами, пространством. Тем не менеее, в его композициях геометрические топиары оставались очень важным декоративным элементом. В Версале и в других садах регулярного стиля их размещали рядами вдоль главной оси сада, чередуя с вазами и скульптурами. Топиарами различной формы украшали регулярные партеры. Такие фигурные акценты могли располагаться в центре композиции, или по углам стриженых клумб, или по периметру партерной композиции. Это могли быть шары, конусы, пирамидки, кубы, диски, спирали, колонны.

Highslide JS

Слева: Аллея из стриженых деревьев в парке Версаля.

Очевидно, что парки, подобные версальскому, стоили чрезвычайно дорого, поэтому всевозможные подражания, пoявившиеся по всей Европе, вскоре измельчали.

 
Фотографии: Wikimedia Commons
 

Использование материалов с сайта возможно только с письменного разрешения редакции.

© Все права защищены. Нарушители авторских прав будут преследоваться по закону.

Карта сайта || Обратная связь
  Яндекс цитирования  



 
 

Сад топиарныx форм

  Топиары в орнаментальном садоводстве

История топиарного искусства

  Истоки топиарного искусства

  Топиарный стиль в эпоху «барокко»

  Вклад Англии и Голландии

  Французский классицизм

  Наступление пейзажного стиля

  Топиарное искусство в странах Востока

  Топиарное искусство сегодня

Растения для топиарных целей

  Критерии отбора растений

  Лучшие растения для стрижки

  Уход за топиарными формами

Линейные элементы

  Живые изгороди

  Шпалера

  Аллея

  Боскет

Пространственные элементы

  Партер

  Партерные клумбы

  Французский партерный огород

  Партерная клумба на заказ

  Простой партер своими руками

  Узловой сад

  Дизайн узлового сада

  Лабиринт из стриженой изгороди

Уплощенные формы кроны

  Истоки формового садоводства

  Способы формировки кроны

  Искусственные формы кроны

  Кордон

  Горизонтальный кордон

  Вертикальный кордон

  Косой кордон

  Пальметта

  Шпалерная культура

  Шпалерная изгородь

  Пристенный сад на шпалерах

  Деревья в «беседочной» культуре

Объемные формы кроны

  Объемные формы кроны

  Куб

  Шар

  Цилиндр

  Конус

  Пирамида

  Обелиск

  Многоярусный конус

  Пирамида c ярусами

  Спираль

  Штопор

  «Растение в горшке»

Дендроконструкции

  История архитектурной дендрологии

  Живые беседки Германа Блока

  Беседка из деревьев

  Беседка из деревьев на каркасе

  Плетеные изгороди

  Арка или галерея

  Живые структуры из ивы

  Берсо

  «Соборная роща»

Арбоскульптура

  Понятие арбоскульптуры

  История арбоскульптуры

  Методы создания арбоскульптур

  Процесс создания арбоскульптур

  Арбоскульптура в виде мебели

  Кресло Джона Крубзака

  Стул Ричарда Римса

  Скамейка Германа Блока

  От живых сидений к беседке

  Живой стол

  Арбоскульптуры своими руками:

 

  Дерево-решетка

  Дерево-винт

  Дерево-ромб

  Дерево-ваза

 

Бонсай и ниваки

  Бонсай

  Ниваки (садовый бонсай)

Топиары для начинающих

  Топиары своими руками

  «Пирамида»

  «Шар»

  «Сердце»

  «Птица»

  «Автомобиль»

Статьи на близкую тему