ЦВЕТНИК.ИНФО

 

 
 
Главная Типы и стили сада Элементы сада Садовые проекты Отдых на даче Вечные вопросы
Плодовые Огородные Декоративные Цветочные Комнатные Весёлый цветник
 
   
 
   

Грот

 

Highslide JS

Слева: Грот в Царицынском парке.

Грот в саду – постройка, имитирующая неглубокую пещеру или подземную полость. Он может скрываться в срезе террасы, выступать из почвы подобно зеленому холму. В эпохи, любившие классические формы, гротами называли отдельно стоящие павильоны. В каком бы значении оно ни употреблялось, это слово неизменно приносит с собой романтический оттенок.

История садового грота уходит в первобытные времена и позволяет понять особенности его устройства. Природный грот связан с подземным миром, сумраком и тайной. Гроты, украшенные наскальными рисунками и скульптурами, были первыми жилищами и храмами человечества. Они часто воспринимались как священное место, обиталище богов или других мифологических существ. Ореол тайны, неведомых глубин окружал и садовые гроты.

Highslide JS Highslide JS
Статуи богинь и нимф часто использовались для украшения гротов

Первые искусственные гроты появляются в эпоху барокко и классицизма в XVII веке. Место появления и распространения таких сооружение приходится на Европу, что повлияло на европейскую садово-парковую архитектуру. На территории Росиийской империи первые гроты возводятся в начале XVIII века, в Петровскую эпоху. Главными архитекторами русских сооружений стали мастера эпохи барокко Земцов, Миккети и др.

Садовый грот – укрытие от солнца и зноя, поэтому у посетителя должен возникать образ водной или даже подводной пещеры. В его оформлении обычно есть намек на морскую стихию, здесь нередки фонтаны и бассейны. Итальянское садовое искусство знало множество сюрпризов вроде «Грота Потопа» в Пратолино, который внезапно заливала вода. В гроте парка Эрмитаж под Байройтом (Германия) фонтаны, управляемые провожатым, начинают бить из-под ног, и остаться сухим можно только в строго определенных местах, которые промокшие посетители ищут наугад. Крупные фонтаны и фонтанчики-шутихи оживляют Большой каскад в Петергофе, который прежде называли также Большим гротом. Это один из самых обширных гротов итальянского типа – врезанных в склон горы, обложенных диким камнем и украшенных водными затеями.

Highslide JS Highslide JS
Большой каскад-грот в Петергофе (слева) и фонтан шутиха там же (справа)

Декоративные гроты создавали в местах со скальными породами, у подножия холмов, среди нагромождений камней, у водопада, ручья с каскадами и пр. Грот мог скрываться в срезе террасы или выступать из почвы, словно холм. Для придания гротам «дикого» вида их своды и стены часто складывали из валунов, которые не только прочны, но и очень красивы. Титаническая кладка, темные коридоры и ослепительные просветы, сквозь которые открываются неожиданные виды на окружающие пейзажи – всё это выделяет гроты среди других садовых построек.

В эпоху барокко многие гроты даже переселились во дворцы, занимая там целые комнаты. отличавшиеся особой роскошью и помпезностью. Новый дворец в Потсдаме, построенный по заказу Фридриха II уже во второй половине XVIII века, встречает посетителей исполинским «Ракушечным залом». Это удивительная смесь разных помещений – вестибюль, бальный зал, грот и кабинет минералов в одно и то же время.

Highslide JS

Слева: «Ракушечный зал» в Потсдаме.

Еще в XVIII веке сложилась традиция украшать интерьеры гротов раковинами и подводными камнями. Были специальные мастера, приезжавшие в усадьбу с возами ракушек и обломков туфа и устраивавшие из них подобия колонн, арок, наличников и столиков. Эта мода стоила дорого, зато эффект от «естественной» архитектуры был огромный.

Из камней и раковин выкладывались разные формы. Так устроены своды Грота в Кускове, созданные мастером «гротического дела» Иоганном Фохтом. Внимательный взгляд обнаруживает в темных углах грота человеческие фигуры, драконов, осьминогов, птиц и змей. Внешний же облик этого павильона повторяет императорский Грот Царского Села, созданный Франческо Растрелли. Чтобы усилить водную тему, крепостной архитектор Федор Аргунов увенчал кусковский Грот изображением фонтана.

Highslide JS Highslide JS
Фрагмент внутренней отделки грота в Кусково Павильон «Грот» в парке Царского села

Традиция оформлять гроты как природные пещеры только усилится в эпоху Романтизма. В романтических парках и садах главное внимание уделяется гармоничному сочетанию камня, зелени и воды. Превалирующей идеей здесь была естественность, то есть возможность любоваться причудливыми и зачастую неправильными формами и холодной игрой тонов камня, а не чуждыми природному горному пейзажу колоннами и орнаментами. Идея «дикого» грота, находящегося среди уединенных скал, в XIX веке становится преобладающей.

Сегодня гроты продолжают использовать в ландшафтном дизайне, правда, не так активно, как в былые времена. Архитектурные гроты, наподобие тех, которые пользовались огромной популярностью в эпоху Возрождения и французского классицизма, сегодня встречаются крайне редко. Это скорее музейный экспонат, представленный в прославленных европейских садах и парках регулярного стиля, история возникновения которых восходит в прошлое. Владельцы же современных усадеб подобному элементу дизайна внимание, как правило, не уделяют. К тому же это слишком монументально и, соответственно, дорого.

Highslide JS Highslide JS
Гроты в парке усадьбы в Кузьминках (Москва) Грот Аполлона в парке «Софиевка», Украина

А напрасно. Грот может оказаться удачным архитектурным решением, особенно в саду, расположенном на склоне, когда нужно обыграть перепад высоты, либо выступить в роли подпорной стенки, либо оживить берег ручья. Уникальность такого решения будет заключаться в том, что грот не только укрепит склон, но и непременно принесёт с собой в сад романтический оттенок.

Хотя сегодня эта архитектурная форма, в основном, ассоциируется с пейзажно-романтической садовой школой, грот остается распространенным элементом многих регулярных садов, где он уместен как фокальная точка в конце перспективы или как украшение ограды.

 
Изображения: Wikipedia
 

Использование материалов с сайта возможно только с письменного разрешения редакции.

© Все права защищены. Нарушители авторских прав будут преследоваться по закону.

Карта сайта || Обратная связь
  Яндекс цитирования  



 
 

Регулярный сад

  Происхождение регулярного стиля

  Основные принципы регулярного сада

  Симметрия

  Перспектива

  Создание структуры

  Проектирование регулярного сада

  Регулярный сад на малой площади

Живые структуры

 

  Аллея

  Партер

  Партерные клумбы

  Огород

  Боскет

  Садовая комната

  Берсо

  Лабиринт

  Живая изгородь

  Шпалера

  Топиары

  Кадочные растения

Неживые структуры

 

  Ограда

  Беседка

  Грот

  Водоем

  Фонтан

  Скульптура

 

Национальные особенности

  Национальные регулярные сады

  Итальянский стиль

  Французский стиль

  Испанский стиль

  Мусульманский стиль

  Мавританский сад

Выдающиеся образцы

  Андре Ленотр и его наследие

  Во-ле-Виконт

  Версаль

  Петергоф

Статья на близкую тему