ЦВЕТНИК.ИНФО

 

 
 
Главная Типы и стили сада Элементы сада Садовые проекты Отдых на даче Вечные вопросы
Плодовые Огородные Декоративные Цветочные Комнатные Весёлый цветник
 
   
 
   

Создание структуры

 

Highslide JS

Слева: Обилие живых и неживых элементов задает жесткую структуру сада.

Регулярный сад – хорошо структурированный сад, в котором все упорядочено, в котором во всем чувствуется присутствие человека и видны результаты его мысли и труда. Этот сад не изображает дикую природу, а если некоторым растениям и предоставлена относительная свобода, то все равно они пользуются ею только в рамках жесткой планировочной структуры.

Регулярность вообще – синоним правильности, структурности, упорядоченности. Регулярность применительно к саду – это противопоставление рукотворного дикому (природному), зарегулированного – свободному, геометрического – бесформенному. Но почти в любом саду эти противоположности сходятся. Они часто находятся рядом, одно возле другого, но еще чаще – одно в другом. Вопрос лишь в соотношении, в балансе этих крайностей, в том, что из них преобладает, что заметнее в облике сада.

Если очевидная рукотворность и геометрия выходят на первый план, а природному и свободному остается только ютиться между правильными линиями – перед вами регулярный сад, пусть иной раз и с вкраплениями свободной, предоставленной самой себе растительности или имитациями природных элементов. Четкая регулярная планировка может служить как бы рамой, обрамлением таких более «расхлябанных» зарослей, но в целом сад все равно будет регулярным, если хорошо читаются его структура, основные линии и присутствуют основные характерные элементы.

Создание структуры – это размещение в саду основных компонентов из неживых (стены, ограды, дорожки, малые архитектурные формы) и живых материалов (растения). Если геометрия в вашем саду задана жесткими, нерастительными элементами – прямыми дорожками, рисунком мощения и кладки, стенами построек, оградами – то самим растениям, заполняющим промежутки, можно дать и волю – главное, чтобы планировка все равно читалась, не зарастала бесконтрольными кущами.

Однако, если на участке достаточно места и света, регулярность можно поддержать и сугубо растительными средствами: стрижкой и посадкой растений в соответствии с описанными выше симметрией, ритмом и геометричностью. Особенно хороши для стрижки и поддаются формированию деревья и кустарники с компактными кронами, мелкими листьями и не слишком быстрым ростом. Наконец, можно сочетать стриженые растения (например, по периметру партерной клумбы – в качестве рамки) со свободно растущими (внутри этой рамки).

Живые структуры
Из растений главную роль в формировании структуры сада играют древесные породы – как листопадные, так и вечнозеленые, как лиственные, так и хвойные. В зависимости от того, как они посажены, эта структура может быть рыхлой и свободной или жесткой – регулярной. Еще строже эта структура будет, если естественная форма деревьев и кустарников видоизменяется при помощи стрижки.

Highslide JS

Слева: Основные живые структуры регулярного сада состоят из стриженых растений.

Неслучайно практически все основные живые структуры, используемые в классических регулярных садах и парках, состоят из стриженых растений: аллеи, партеры, боскеты, садовые комнаты, лабиринты, живые изгороди, шпалеры, зеленые скульптуры (топиары) и др. Решаясь на создание регулярной садовой композиции, нужно помнить, что отныне часть ваших усилий будет уходить на то, чтобы поддерживать ее в неизменном виде или, по крайней мере, в близком к исходному состоянии. Даже за садом в природном духе, где растения предоставлены сами себе, необходим постоянный уход; что уж говорить про строгость линий регулярного сада. Как только перестают выполняться мероприятия, сдерживающие присущий растениям естественный рост и развитие, сад изменяет свой облик не в лучшую сторону.

Неживые структуры
Обилие архитектурных элементов – отличительный признак многих регулярных садов. Именно сооружения из самых различных материалов во многом задают стиль сада и жестко «держат» его структуру, позволяют более снисходительно относиться к растениям и обеспечивают круглогодичный интерес к композиции.

Highslide JS

Слева: Скульптуры и вазоны – распространенные «малые формы» в регулярном саду.

Как правило, смысловым центром всей композиции является главный дом или большие хозяйственные постройки. Архитектура здания доминирует в ландшафте, как бы повторяясь в композициях фонтанов, аллей, беседок, задавая всему саду ритм и пропорции. Кроме того, фасад здания – отличная отправная точка для регулярной композиции, особенно если он симметричен и дом расположен посередине между границами участка. К фасаду несложно выстроить перпендикуляр, который может стать будущей осью регулярного сада.

Скульптуры и вазоны, балюстрады и лестницы, ограды и заборы, фонтаны и водоемы, гроты и беседки – наиболее распространенные «малые формы» архитектуры в регулярном саду. Они позволяют задать жесткую структуру всего садового пространства и лишний раз подчеркнуть его рукотворность. Так, архитектурное сооружение – лучший способ замкнуть перспективу, создать фокальную точку в таком месте, куда упираются оси сада, или акцент в центральной точке лучевой композиции. Парные, повторяющиеся или симметрично расставленные архитектурные сооружения усиливают ощущение регулярности, могут фланкировать проходы или виды, открывающиеся из определенных точек сада.

 
Изображения: Wikipedia
 

Использование материалов с сайта возможно только с письменного разрешения редакции.

© Все права защищены. Нарушители авторских прав будут преследоваться по закону.

Карта сайта || Обратная связь
  Яндекс цитирования  



 
 

Регулярный сад

  Происхождение регулярного стиля

  Основные принципы регулярного сада

  Симметрия

  Перспектива

  Создание структуры

  Проектирование регулярного сада

  Регулярный сад на малой площади

Живые структуры

 

  Аллея

  Партер

  Партерные клумбы

  Огород

  Боскет

  Садовая комната

  Берсо

  Лабиринт

  Живая изгородь

  Шпалера

  Топиары

  Кадочные растения

Неживые структуры

 

  Ограда

  Беседка

  Грот

  Водоем

  Фонтан

  Скульптура

 

Национальные особенности

  Национальные регулярные сады

  Итальянский стиль

  Французский стиль

  Испанский стиль

  Мусульманский стиль

  Мавританский сад

Выдающиеся образцы

  Андре Ленотр и его наследие

  Во-ле-Виконт

  Версаль

  Петергоф

Статья на близкую тему