ЦВЕТНИК.ИНФО

 

 
 
Главная Типы и стили сада Элементы сада Садовые проекты Отдых на даче Вечные вопросы
Плодовые Огородные Декоративные Цветочные Комнатные Весёлый цветник
 
   
 
   

Перспектива

 

Highslide JS

Слева: Перспектива вдоль главной оси парка Во-ле-Виконт.

Со времен легендарного садовника Ленотра ландшафтные архитекторы не ограничивались простым соблюдением законов геометрии, а использовали последние достижения в сферах перспективы и оптики. Уже в первых опубликованных трактатах по садоводству, в XVII веке, они отводили целые разделы аспектам коррекции или улучшения перспективы, как правило, формируя иллюзию увеличенных расстояний.

Естественная прямая перспектива хорошо выявляется на большом пространстве. Но и на маленьком участке возможно сформировать у зрителя ощущения протяженности пространства. Как на плоской картине с помощью определенных приемов может быть изображена значительная глубина, так и на небольшом пространстве можно усилить ощущение перспективы, что позволит зрительно увеличить его. Приемов усиления глубины пейзажа несколько, и достигается оно как с помощью планировочных ухищрении, так и с помощью растений.

Эффект сходящихся линий
Во-первых, усилить перспективу можно, если действительно, а не мнимо свести удаляющиеся от зрителя линии в одну точку или хотя бы сблизить их на некотором удалении. Иными словами, линии должны быть не параллельными, а образовывать очень острый угол. Впрочем, соприкасаться им в пределах видимости не обязательно, они могут просто немного сходиться. Например, это можно проделать с шириной дорожки, или с берегами ручья, на который смотрят с мостика, или со сторонами прямоугольного газона, который в этом случае должен стать трапециевидным.

Эффект сходящихся линий будет усилен еще больше, если в конце перспективы есть фокальная точка, к которой, собственно, эти линии сходятся. Фокальной точкой может послужить скульптура, постройка, садовое сооружение, заметное растение или даже окно здания, из которого, в свою очередь, эту ось можно будет рассматривать в обратном направлении.

Highslide JS

Слева: Перспектива вдоль главной оси парка Версаля.

Эффект уменьшающихся объектов
Другой способ углубить перспективу – «поиграть» с размерами предметов и растений, имеющихся на участке. Чем ближе к зрителю, тем они должны быть крупнее и, наоборот, чем дальше, тем мельче. Для той цели может быть использована серия из однотипных предметов последовательно уменьшающегося размера, таких как садовая скульптура или контейнеры для растений. Если расставить, скажем, несколько кадок с растениями вдоль дорожки так, чтобы самые дальние от глаза были самыми маленькими, да еще если и сама дорожка сужается в том же направлении, можно добиться нужного эффекта.

Это же касается и размера растений в саду. Пространство будет казаться больше, если на переднем плане разместить более крупные экземпляры, более высокие изгороди, а на заднем соответственно – более низкие. Этот прием был хорошь известен уже во времена Ленотра: осевые аллеи подстригали таким образом, чтобы высота деревьев казалась меньше по мере удаления от центра сада или от жилого здания.

Постепенно суживающаяся дорожка и постепенно понижающиеся деревья по мере удаления от зрителя даже на небольшом расстоянии значительно усиливают эффект перспективы. Все эти способы позволяли создать ощущение более длинной перспективы, и размеры садов и парков казались больше, чем есть на самом деле.

Игра цвета
Наконец, есть третий способ удлинения перспективы – использовать игру цвета. Работая с цветом растений, не забывайте, что яркие и теплые тона визуально приближаются к наблюдателю, поэтому, где бы вы их ни разместили, они будут выдвигаться на передний план, а холодные, наоборот, удаляться.

Highslide JS

Слева: Яркие цвета визуально приближаются к наблюдателю.

Даже в небольшом парке это хорошо заметно: деревья на переднем плане имеют более яркий, сочный оттенок, а отдаленные – более блеклый и даже голубоватый. Того же эффекта можно добиться и в небольшом саду, если использовать на передних планах растения с яркой и насыщенной по тону окраской листвы, а на задних – белесые, сизые и сероватые.

То же можно сказать и про окраску цветков в больших цветниках или когда несколько цветников видно с одной точки. Для усиления перспективы следует на переднем плане размещать виды и сорта с сочными, яркими, теплыми оттенками (красно-оранжево-желтого и фиолетового участков цветового спектра), а на заднем – холодные, светлые, размытые оттенки (в голубой, холодно-синей и желто-зеленой гаммах). Эти небольшие хитрости можно использовать для оптического увеличения пространства.

 
Изображения: Wikipedia
 

Использование материалов с сайта возможно только с письменного разрешения редакции.

© Все права защищены. Нарушители авторских прав будут преследоваться по закону.

Карта сайта || Обратная связь
  Яндекс цитирования  



 
 

Регулярный сад

  Происхождение регулярного стиля

  Основные принципы регулярного сада

  Симметрия

  Перспектива

  Создание структуры

  Проектирование регулярного сада

  Регулярный сад на малой площади

Живые структуры

 

  Аллея

  Партер

  Партерные клумбы

  Огород

  Боскет

  Садовая комната

  Берсо

  Лабиринт

  Живая изгородь

  Шпалера

  Топиары

  Кадочные растения

Неживые структуры

 

  Ограда

  Беседка

  Грот

  Водоем

  Фонтан

  Скульптура

 

Национальные особенности

  Национальные регулярные сады

  Итальянский стиль

  Французский стиль

  Испанский стиль

  Мусульманский стиль

  Мавританский сад

Выдающиеся образцы

  Андре Ленотр и его наследие

  Во-ле-Виконт

  Версаль

  Петергоф

Статья на близкую тему