ЦВЕТНИК.ИНФО

 

 
 
Главная Типы и стили сада Элементы сада Садовые проекты Отдых на даче Вечные вопросы
Плодовые Огородные Декоративные Цветочные Комнатные Весёлый цветник
 
   
 
   

Симметрия

 

Highslide JS

Слева: План регулярного парка со старой гравюры.

Для создателей регулярных садов геометрический план, построенный по законами симметрии, был одним из главных способов подчеркнуть идею о человеке как хозяине и властителе природы. Поэтому наличие в садовой композиции того или иного типа симметрии рассматривается как основной типовой признак регулярного направления.

Слово «симметрия» происходит от греческого symmetria («соразмерность») и подразумевает повторение одного и того же сюжета или конструкции, но не просто в другом месте, а так, чтобы эти элементы можно было наложить друг на друга определенным образом. Существует три принципиально различных типа симметрии, каждый из которых может быть применен в условиях регулярного сада:

  • зеркальная (она же осевая и билатеральная, или двусторонняя),

  • поворотная (или лучевая, из одного центра),

  • переносная (когда тот или иной элемент повторяется неоднократно в новом месте с определенным шагом).

Зеркальная (осевая) симметрия
Организовать осевую симметрию не сложно, просто повторив все элементы относительно выбранной оси. Осью, в свою очередь, могут послужить прямая дорожка, водоем, форма которого делится пополам, дверь или другой центрально расположенный элемент постройки и даже воображаемая линия, ведущая, скажем, через газон к какой-либо дальней фокальной точке. Для более выраженного эффекта ось симметрии следует прокладывать вдоль и параллельно одной из длинных сторон участка. Хорошо, но в принципе не обязательно, чтобы и симметричный фасад дома попадал на ось симметрии.

Highslide JS

Слева: Осевая симметрия в планировке парка Сан-Суси, Потсдам.

В мелких деталях симметричные стороны относительно выбранной оси могут и отличаться, главное – соблюсти правильность расположения самых заметных элементов или, по крайней мере, тех из них, что видны из той точки сада, откуда на ось симметрии открывается самый выигрышный вид. Если соблюдена симметричность в расположении крупных и бросающихся в глаза элементов, не совсем точное «попадание» второстепенных деталей не только не исказит восприятие всей композиции, но и сделает его более интересным, заставит зрителя разглядывать его, искать различия.

В конце оси симметрии часто размещают объект, привлекающий внимание. Это может быть выразительное растение, водная затея или малая архитектурная форма. Такая фокальная точка в конце осевой дорожки сразу уводит взгляд вдаль и позволяет не так строго соблюдать симметричность сторон.

Поворотная (лучевая) симметрия
Для организации лучевой симметрии необходимо выбрать центральную точку на участке и провести через нее любое число осей. При четном их количестве каждая полуось будет иметь зеркальное продолжение, а при нечетном, как, например, при построении 3-, 5- или 7-лучевой звезды, получится поворотная симметрия. Впрочем, больше восьми осей проводить не стоит, поскольку симметричный рисунок перестанет читаться. Если организовать симметрию не представляется возможным (например, не позволяют рельеф, ограниченное пространство или неправильная форма участка), на помощь можно призвать другие средства ритм и геометрические фигуры.

Highslide JS

Слева: Лучевая симметрия в планировке парка замка Шенонсо, Франция.

Переносная симметрия
Переносная симметрия связана с ритмичным повторением того или иного элемента дизайна. Ритм – понятие больше музыкальное, но применительно к дизайну это – более чем двукратный повтор какого-нибудь определенного «мотива»: формы, цвета, фактуры или их сочетания. В ландшафтном дизайне ритм может быть задан одними посадками: ритмичная композиция из трех-четырех хорошо подходящих друг к другу видов смотрится порой более выигрышно, чем разнообразная, но случайная смесь из многих растений.

Highslide JS Highslide JS
Ритмичные повторы с помощью цвета Геометрические фигуры из граба и тиса

Геометрические фигуры
Наконец, даже на очень маленьком и неудобном участке, где ни симметрия, ни ритмичные повторы не уместны, можно использовать геометрические фигуры:

  • Простые фигуры на плоскости – прямоугольник (частный случай – квадрат), эллипс (частный случай – круг), треугольник.

  • Комбинированные – трапеции и ромбы, фигуры со скругленными углами и т. п.

  • Простейшие трехмерные фигуры – параллелепипед (частный случай – куб), шар (и все его искажения – от яйцевидных до сигарообразных), цилиндры и конусы, многогранники и пирамиды на разных основаниях.

Плоскостные фигуры могут быть и довольно сложными, а простые – складываться в орнамент. Точно так же разнообразие и объемных фигур ограничивается только фантазией. Какие бы средства вы ни применяли, главное – чтобы задуманная форма была четкой и прочитывалась хотя бы при пристальном рассмотрении. Геометрия – строгая и четкая наука, и она не терпит расплывчатости и неопределенности.

 
Изображения: Wikipedia
 

Использование материалов с сайта возможно только с письменного разрешения редакции.

© Все права защищены. Нарушители авторских прав будут преследоваться по закону.

Карта сайта || Обратная связь
  Яндекс цитирования  



 
 

Регулярный сад

  Происхождение регулярного стиля

  Основные принципы регулярного сада

  Симметрия

  Перспектива

  Создание структуры

  Проектирование регулярного сада

  Регулярный сад на малой площади

Живые структуры

 

  Аллея

  Партер

  Партерные клумбы

  Огород

  Боскет

  Садовая комната

  Берсо

  Лабиринт

  Живая изгородь

  Шпалера

  Топиары

  Кадочные растения

Неживые структуры

 

  Ограда

  Беседка

  Грот

  Водоем

  Фонтан

  Скульптура

 

Национальные особенности

  Национальные регулярные сады

  Итальянский стиль

  Французский стиль

  Испанский стиль

  Мусульманский стиль

  Мавританский сад

Выдающиеся образцы

  Андре Ленотр и его наследие

  Во-ле-Виконт

  Версаль

  Петергоф

Статья на близкую тему