ЦВЕТНИК.ИНФО

 

 
 
Главная Типы и стили сада Элементы сада Садовые проекты Отдых на даче Вечные вопросы
Плодовые Огородные Декоративные Цветочные Комнатные Весёлый цветник
 
   
 
   

Павловск

 

Highslide JS

Слева: Долина реки Славянки в Павловском парке.

Один из самых грандиозных и красивых пейзажных парков в «английском стиле» конца XVIII – начала XIX в. был построен под Петербургом для семьи наследника русского престола, сына великой русской императрицы Екатерины II Павла Петровича и его жены Марии Федоровны. Над созданием ансамбля работали лучшие мастера, находившиеся на русской службе. Это были архитекторы Чарлз Камерон и сменивший его в 1786 г. Винченцо Бренна, Джакомо Кваренги, работавший над интерьерами дворца, Андрей Воронихин и Карло Росси. Вместе с ними трудились художники, скульпторы и садовники, имена одних были также знамениты, другие, будучи крепостными, оставались в тени, что, однако, не умаляло достоинств их талантов.

Павловск был построен в сложных условиях северной природы, поэтому его основная ценность – парк – был уникален и неповторим. Огромный искусственный ландшафт – парк с лугами, долинами, рощами и прудами, будучи произведением классической школы, отражал красоту русской природы и являлся глубоко национальным истинно русским произведением, которое могло бы стоять в одном ряду со стихотворениями Пушкина, полотнами Левитана и музыкой Чайковского.

Работы по созданию дворца и парка придворный архитектор Екатерины Чарлз Камерон возглавил в 1779 г. Парк возникал постепенно. Сначала были намечены его границы, определился облик Большого дворца и долины реки Славянка. В Павловске Камерон умело соединил все классические принципы построения открытых пространств. Дворец располагался на холме, а вокруг него открывались пейзажи, построенные по принципам Кента, как трехмерные живописные полотна. При движении по парку картины складывались в живую ленту, соединявшую яркие краски пейзажей и эллинскую ясность классических построек на фоне по-северному контрастных, сменявших друг друга времен года.

Highslide JS

Слева: Большой дворец.

Работы по оформлению долины реки Славянка продолжались до 1803 г. Они последовательно велись Камероном, Бренной и Гонзаго. Долина представляла собой открытый ландшафт, вытянутый вдоль русла речки и ограниченный лесными массивами Придворцовой части, Старой и Новой Сильвии – вдоль правого – и Большой звезды и Красной долины – вдоль левого склона. Сочетание бегущей среди живописных, залитых солнцем берегов речки, спокойных заводей, небольших каскадов-перепадов с зелеными насаждениями и архитектурными сооружениями делает пейзажи района долины реки Славянка богатыми и разнообразными.

Огромный парк занял площадь в 600 га. Условно Павловский парк делился на семь ландшафтных районов: Придворцовый, Долина реки Славянки, Большая звезда с долиной прудов, Старая Сильвия, Новая Сильвия, Парадное поле и Белая Береза. Центром композиции парка является Павловский дворец. Каждый из районов имел свою эмоциональную и архитектурную характеристику. Долина реки Славянка и Парадное поле приносили радостные эмоции, Большая звезда создавала мрачное настроение, Старая Сильвия была парадной частью парка.

Сильвия, от латинского слова silva – «лес», – район закрытых ландшафтов. Старая Сильвия – густой еловый лес, прорезанный сходящимися к центру 12 прямыми аллеями. Они составляли огромный циферблат солнечных часов, скользящая в аллеях тень должна была показывать время и растекаться от центра, украшенного статуей Аполлона, в глубину, к символическим сооружениям или скульптурам. Оформление Старой Сильвии было связано с древнегреческими легендами. Парк украшали романтические постройки, изображавшие старинные сооружения с полотен модных художников Европы.

Highslide JS Highslide JS
Центр Двенадцати дорожек, Старая Сильвия Павильон Трех граций

Новая Сильвия была создана в 1800 г. по проекту Бренна. Она занимает территорию около 2,5 га, почти в два раза меньше Старой. Вытянувшись узкой полоской между Долиной реки Славянка и Белой березой, она служила переходом от богатых парковых композиций к прилегающим лесам и полям.

Белая береза – самый большой район Павловска, он занимал около 250 га. В начале XIX в. итальянский декоратор Пьетро Гонзаго создал на этом участке открытый ландшафт с широкими панорамными перспективами. Часть композиций создавалась мастером заново, часть – путем реконструкции лесного массива. Формируя парковый пейзаж, Гонзаго сохранял регулярный рисунок дорожек, созданный при Камероне. Центром района был «Хоровод белых берез» диаметром 20 м, оттененный соснами и елями.

Пьетро Гонзаго в парке были созданы уникальные композиции из растений. Рощи, тропинки, пруды и берега реки были прекрасны во все времена года. Меняющиеся летом и осенью краски листвы, оттененные темной зеленью хвои, в зимнее время превращались в тонкую графику ветвей.

Каждый участок парка обладал хорошо рассчитанными и простроенными композициями. Их украшением служат павильоны различного характера: классические (Храм Дружбы, Колоннада Аполлона, Вольер, Холодная баня, Круглый зал, Розовый павильон); пасторальные (Молочня, Пиль-башня), мемориальные (Памятник родителям, Мавзолей супругу-благодетелю), а также мосты над Славянкой, мраморная и бронзовая скульптура.

Highslide JS Highslide JS
Колоннада Аполлона

Около дворца в Придворцовой части Камерон расположил парковые сооружения, овеянные античными мотивами. От павильона Трех граций можно было спуститься к Мариентальскому пруду. Этот павильон был постройкой Павловска, созданной Чарлзом Камероном в 1800 г. Три грации – три богини: Поэзия, Живопись и Искусство садов, – три сестры, которые одевают и украшают природу. Скульптура была изваяна скульптором Паоло Трискорни и поставлена в павильоне в 1803 г.

С террасы у павильона Трех граций открывался прекрасный вид на Мариентальский пруд с его холмистыми берегами, благодаря которым эта часть Павловска получила название «Русская Швейцария». Пруд представлял собой широкий разлив реки Славянка, запруженной плотиной Большого каменного моста.

Окруженная живописной руинной колоннадой, на холме на берегу Славянки стоит копия статуи Аполлона Бельведерского. Колоннада Аполлона была задумана как святилище поэзии. Это была одна из самых первых построек Павловска, созданная Камероном в 1783 г. В 1817 году во время сильной ночной грозы часть колоннады рухнула, что придало сооружению характер романтической руины. Было решено оставить колоннаду в разрушенном состоянии, что открывает живописный вид на скульптуру Аполлона, которая стала видна из окон дворцовых залов.

Одним из замечательных архитектурных сооружений Павловска является храм Дружбы. 16 колонн поддерживают плоский купол, на метопах изображены дельфины – символ родственного и дружеского расположения. Внутри храма располагалась статуя Екатерины II в образе богини Цереры. Над этой ландшафтной композицией в 1780-1782 гг. работал Чарлз Камерон, а закончил в 1799 г. Винченцо Бренна.

Highslide JS Highslide JS
Чугунный мостик
и Храм Дружбы
Пиль-башня

Руинный каскад создан в 1794 году архитектором Бренной между Старой и Новой Сильвией на реке Славянке. Каскад декорирован под античную руину с полуразрушенными декоративными туфовыми вазами, фигурами львов, березовыми стволами вместо перил. Вокруг были разбросаны фрагменты античных статуй, бюстов, обломки колонн, капители античных зданий. Руинный каскад составлял единую пейзажную композицию с Пиль-башней, в которой находилась купальня с душем. Странное название павильона возникло потому, что некогда здесь была пильная мельница, приводимая в движение водами реки. Расписанная Пьетро Гонзаго круглая постройка с соломенной крышей и убогой лестницей, подкрепленной березовыми стволами, создавала иллюзию разрушенного временем здания нарядной архитектуры. Внутри башни помещался роскошный салон, украшенный лепкой и живописью, с мраморным камином и шитой золотом мебелью.

Highslide JS

Слева: Каскад Руинный.

Чугунный мостик был построен в 1823 г. по проекту последнего из великих зодчих прошлого, работавших в Павловске, Карла Ивановича Росси. Эта постройка создана в стиле французского классицизма, или ампира.

К концу первой четверти XIX века на берегах Славянки сложился грандиозный по художественному единству дворцово-парковый ансамбль, созданный выдающимися зодчими, художниками, скульпторами. В бесконечной смене пейзажных картин воплощалось неизмеримое величие северной русской природы, которая органично сочеталась с изысканными постройками классицизма и прекрасной скульптурой.

 
Изображения: Wikipedia
 

Использование материалов с сайта возможно только с письменного разрешения редакции.

© Все права защищены. Нарушители авторских прав будут преследоваться по закону.

Карта сайта || Обратная связь
  Яндекс цитирования  



 
 

Лучшие сады и парки Петербурга

  Вклад Петербурга в садовое искусство

  Мастера садово-паркового искусства

  Летний сад

  Петергоф:

 

  История создания

  Нижний парк

  Монплезир

  Марли

  Большой каскад

  Петергоф. Александрия:

 

  История создания

  Пейзажный парк

  Архитектурные сооружения

  «Дворец конгрессов» в Стрельне:

 

  Константиновский дворец

  Стрельнинский парк

  Ораниенбаум:

 

  История создания

  Большой дворец

  Нижний парк

  Верхний парк

  Царское Село:

 

  История создания

  Екатерининский парк

  Александровский парк

  Гатчина:

 

  История создания

  Дворцовый парк

  Структура парка

  Павловск

Статьи на близкие темы