ЦВЕТНИК.ИНФО

 

 
 
Главная Типы и стили сада Элементы сада Садовые проекты Отдых на даче Вечные вопросы
Плодовые Огородные Декоративные Цветочные Комнатные Весёлый цветник
 
   
 
   

Царское Село

 
Highslide JS

Слева: Фонтан «Девушка с разбитым кувшином» в Царском Селе.

История создания
Царское Село – музей-заповедник в г. Пушкине, включающий в себя дворцово-парковый ансамбль XVIII–XIX веков, бывшую загородную царскую резиденцию, превращенную в музей после национализации в марте 1918 г.

История Царского Села берет свое начало в 1710 г., когда Петр I подарил своей будущей жене Екатерине вотчину с высоким холмом, которая по-фински называлась Саари мойс («Возвышенное место»). Русские называли это место Сарская мыза, а позднее, после того как на холме были построены палаты царицы Екатерины, название стало звучать как Царское Село.

Царское Село стало главной загородной царской резиденцией при Елизавете Петровне (1741–1762). Оно было наследственной вотчиной цесаревны, полученной ею по завещанию матушки Екатерины I, и пока Елизавета была всего лишь подданной Анны Иоанновны, она очень тщательно рассчитывала свои расходы на загородную усадьбу и тратила деньги, получаемые с плодового сада, сенокосов и парников, с большой осторожностью. Зато, придя к власти, уже ничто не казалось ей достаточно великолепным для украшения любимой усадьбы.

Большой Екатерининский дворец был построен при Елизавете Петровне на месте обветшавших матушкиных палат. В 1743–1756 годах работами сначала руководили архитекторы М. Г. Земцов, А. В. Квасов и С. И. Чевакинский, а затем Ф. Б. Растрелли. Растрелли является основным автором архитектурного решения здания и пышного скульптурного оформления его фасадов в стиле русского барокко, а также всей внутренней планировки и декоративной отделки залов середины XVIII века. Одно из самых известных помещений Большого Екатерининского дворца – Янтарная комната.

Highslide JS Highslide JS
Парадный партер перед Большим Екатерининским дворцом Вид на дворец из парка

В годы правления Екатерины II Великой (1752–1796) за Царским Селом окончательно закрепился статус официальной загородной резиденции царей, и ее украшение стало делом государственным. Царское Село стало лучшим воплощением долгого и сложного времени расцвета русской культуры. Его заслуженно называют «энциклопедией русского сада».

Екатерининский парк
Композицию Царскосельского парка составляют два сада: Екатерининский и Александровский.

Екатерининский парк занимает площадь 107 га. Назван в честь императрицы Екатерины I. Состоит из регулярного Старого сада (1717–1720-е гг., садовые мастера Я. Роозен и И. Фохт) и пейзажного Английского парка (1760–1796 гг., садовые мастера Дж. Буш, Т. Ильин, архитектор В. И. Неелов), разделенных Большим прудом.

Highslide JS

Слева: План парка.

Композиция парка времен Елизаветы была регулярной в стиле барокко. В том же стиле были построены парковые павильоны. Главная ось парков проходила перпендикулярно зданию дворца с юго-востока на северо-запад. Перед дворцом располагался Екатерининский сад с павильонами Эрмитаж и Грот. С северо-запада от дворца за четырехугольником будущего Александровского парка находился огромный Зверинец, окруженный каменной стеной с охотничьими павильонами по углам (люстгаузы) и великолепным каменным павильоном Монбижу в центре.

По примеру Петергофа Елизавета завела в парке Царского Села павильон Эрмитаж для пиров, на которые приглашались лишь близкие и желанные гости. Проект делал Растрелли, который возглавил работы в Царском Селе в конце 1748 г. Так же как и в петровском Эрмитаже, столы, блюда и тарелки подавались в залу невидимой рукой, и прислуга была не видна.

На берегу пруда недалеко от Эрмитажа был построен павильон Грот. Он стоял на берегу большого пруда, имевшего тогда правильные очертания. Специально для Грота сделали небольшой прямоугольный выступ, и павильон красиво отражался в воде. Возле павильона была удобная пристань. Елизавета, обожавшая охоту, любила завтракать в Гроте, а затем спуститься к пруду и сесть в лодку для охоты на бекасов.

Highslide JS Highslide JS
Павильон Эрмитаж Павильон Грот. На заднем плане видна Камеронова галерея

Грот был задуман Растрелли как царство морского божества Нептуна, о чем свидетельствовали аллегорические фигуры дельфинов, морских чудовищ, раковин и растений на капителях колонн и фасадах. Завершал строительство архитектор Антонио Ринальди.

У пруда заканчивалась старая, начатая еще при Екатерине I, регулярная часть царскосельских парков и начиналась новая пейзажная. Век русского барокко был ярок и короток. С приходом к власти Екатерины мода поменялась. Властителями дум русского образованного общества стали на некоторое время французские философы-просветители. По приказу царицы в Царском Селе началась переделка барочного «французского парка» в философский «английский пейзаж».

Highslide JS Highslide JS
Старая регулярная (слева) и новая пейзажная (справа) части Екатерининского парка

В соответствии с новыми веяниями моды парк расширили, и к юго-западу от старого сада, вокруг Большого пруда, возник новый район, решенный в пейзажном стиле. Над созданием пейзажного района трудились архитектор В. И. Неелов, садово-парковый мастер И. Буш и много других садоводов. Извилистые дорожки, живописно расположенные группы деревьев, многочисленные беседки, павильоны, мостики, разбросанные совершенно случайно создают контраст с организованностью регулярной части.

В 1783 г. начались работы над парковым павильоном, получившим название в честь его создателя архитектора Чарлза Камерона. Проект Камерона предполагал и постройку уникальной прогулочной галереи в античном стиле на месте, где при Елизавете Петровне находился павильон для игры в мяч. К ней примыкало здание Холодных бань с Агатовыми комнатами и сад на сводах с пологим спуском в парк.

Highslide JS Highslide JS
Камеронова галерея Камеронова галерея и Большой пруд. Фотолитография (1890—1900)

Камерон построил настоящий античный гимнасий – место для ученых бесед и тренировки ума. Вдоль колонн галереи, из которой открывались виды на окружающие пейзажи, были установлены бронзовые копии бюстов римских императоров, всемирно известных ученых, философов, поэтов. Бронзовых портретов насчитывалось более 50, в коллекции были представлены самые разнообразные персонажи.

Над портретами галереи трудились Гордеев, Шубин, Гастилу и Москалев. Здесь были портреты античных императоров Цезаря, Веспасиана, Пия и Аврелия, изображения богов Аполлона, Минервы и Бахуса, философов Сократа, Платона, Гераклита и Эпикура. Галерею украсили образы современников Екатерины: великого русского ученого Михайлы Ломоносова, английского политика Фокса и немецкого императора Иосифа II, бывшего некоторое время гостем императрицы. Первый этаж состоял из среднего коридора с небольшими комнатами фрейлин по обеим сторонам. Ко второму этажу из парка вела монументальная лестница.

С северо-запада к Камероновой, или Светлой галерее примыкают Холодные бани – уникальный комплекс сооружений, на манер античных римских терм, построенный Камероном. На первом этаже помещения для купания, а на втором – богато отделанные комнаты для отдыха и развлечений. Центром композиции Холодных бань стал Висячий садик на кирпичных крестовых сводах, покрытых свинцом, как в старинных кремлевских садах Алексея Михайловича. Правда, Камерон отказался от устройства под садиком помещений, имея в виду опыт старого Екатерининского дворца, где в подобных садах протекали перекрытия. Комплекс был завершен в 1795 г, строительством Пандуса – спуска из Висячего сада.

Highslide JS Highslide JS
Холодные бани и висячий сад Вид на висячий сад снизу

На южном берегу Большого пруда в 1773-1774 гг. Василием Ивановичем Нееловым был построен симметричный ансамбль из трех павильонов – Адмиралтейство. Оно предназначалось для сугубо практических целей. Двухэтажный центральный корпус Адмиралтейства со ступенчатым фронтоном – Шлюпочный сарай. С двух сторон к зданию Шлюпочного сарая прилегали круглые башни, в которых располагались гранитные винтовые лестницы. На берегу Большого пруда был ажурный крытый причал, построенный в 1774 г. На первом этаже корпуса хранились суда игрушечной «царскосельской флотилии» - в основном гребные и парусные лодки, среди которых были и экзотические экземпляры – индейская пирога и венецианская гондола.

Highslide JS

Слева: Корпуса Адмиралтейства.

На втором этаже располагался зал для отдыха, называвшийся Голландским. Здесь хранился огромный глобус, который был подарен Петру I в 1713 г. Боковые корпуса Адмиралтейства носили название Птичные. В них содержали лебедей, павлинов и фазанов, которых разводили для придания паркам Царского Села экзотического вида. Между центральным корпусом и Птичными корпусами были вырыты круглые пруды для птиц, а в одном из Птичных корпусов вплоть до 1917 г. находился бассейн для лебедей и помещение для зимовки.

В пейзажной части Екатерининского парка находится Мраморный (Палладиев) мост, или Сибирская Мраморная галерея. Идея постройки моста была привезена старшим Нееловым из путешествия по Англии. Очень похожий мост, построенный Ланселотом Брауном, есть в парке Стоу. Перекинутый через маленький пролив, отделяющий от большого озера целую сеть каналов и заливов «английского сада», мост был завершен в 1778 г. Рядом с мостом находится Пирамида, возле которой Екатерина II хоронила своих собачек.

Highslide JS Highslide JS
Мост Палладиев Пирамида

Чем лучше шли государственные дела, тем больше денег тратила императрица на свою любимую резиденцию. К концу царствования Екатерины II Царское Село изменилось до неузнаваемости. Были построены новые дворцовые здания. Царскосельские сады были расширены и украшены множеством новых зданий и памятников в честь сподвижников императрицы. Подле дворца возник новый уездный город София. Город София и Софийский собор должны были славить победы России в русско-турецкой войне, подобно памятникам, установленным в Царскосельском парке.

В 1771 г. Антонио Ринальди выполнил проект ростральной Чесменской колонны в честь победы генерала графа Алексея Григорьевича Орлова в Хиосском проливе и разгрома турецкого флота контр-адмиралом Грейгом в Чесменском бою. Возведение колонны велось параллельно с углублением и изменением очертаний Большого пруда Екатерининского парка. 25-метровый столп славы русского оружия особенно раздражал немецких оккупантов. Опоясав колонну тросами, они пытались свалить ее танками, но усилия оказались тщетными. Освободившие Царское Село войска увидели обезображенную, но гордо стоящую Чесменскую колонну.

Highslide JS Highslide JS
Колонна Чесменская Павильон Турецкая баня

Турецкие бани были построены в 1852 г., так же как памятник войны России с Турцией, которую вел Николай I. Особую живописность постройке придает высокий минарет, увенчанный коническим шпилем. Строил ее придворный архитектор Ипполит Антонович Монигетти (1819-1878). Павильон служил купальней, и его украсили военные трофеи из бани турецкой султанши в Адрианополе.

В 1810 г. по проекту инженера Августина Августиновичя Бетанкура был построен знаменитый фонтан «Девушка с разбитым кувшином», его украсила скульптура Петра Петровича Соколова (1764-1835). Фонтан изображает Перетту из басни Лафонтена «Молочница, или кувшин с молоком» (фото вверху). Печальная девушка с черепком от разбитого кувшина в руке стала символом Царскосельских садов и русского искусства XIX в.

 
Изображения: www.tsvetnik.info, Wikipedia
 

Использование материалов с сайта возможно только с письменного разрешения редакции.

© Все права защищены. Нарушители авторских прав будут преследоваться по закону.

Карта сайта || Обратная связь
  Яндекс цитирования  



 
 

Лучшие сады и парки Петербурга

  Вклад Петербурга в садовое искусство

  Мастера садово-паркового искусства

  Летний сад

  Петергоф:

 

  История создания

  Нижний парк

  Монплезир

  Марли

  Большой каскад

  Петергоф. Александрия:

 

  История создания

  Пейзажный парк

  Архитектурные сооружения

  «Дворец конгрессов» в Стрельне:

 

  Константиновский дворец

  Стрельнинский парк

  Ораниенбаум:

 

  История создания

  Большой дворец

  Нижний парк

  Верхний парк

  Царское Село:

 

  История создания

  Екатерининский парк

  Александровский парк

  Гатчина:

 

  История создания

  Дворцовый парк

  Структура парка

  Павловск

Статьи на близкие темы