ЦВЕТНИК.ИНФО

 

 
 
Главная Типы и стили сада Элементы сада Садовые проекты Отдых на даче Вечные вопросы
Плодовые Огородные Декоративные Цветочные Комнатные Весёлый цветник
 
   
 
   

Петергоф: Монплезир, Марли, Большой каскад

 

Highslide JS

Слева: Дворец Монплезир.

Восточный ансамбль Нижнего парка
Строительство Петергофа началось с ансамбля Монплезир. В переводе с французского (фр. mon plaisir) название дворца означает «мое удовольствие» – именно так назвал его Петр I. Монплезир расположен в восточной части Нижнего парка, прямо на берегу Финского залива, с которого видны были новая столица, Кронштадт и северный берег Финского залива. Здание строилось с 1714 по 1723 гг. При Петре здесь устраивались «малые приемы», пиры, по сути своей напоминавшие традиционные русские чаепития в саду. Перед дворцом был разбит садик в «голландском стиле».

Сад Монплезира, как и все сады Нижнего парка, был украшен фонтанами, первыми фонтанами Петергофа. Они заработали в апреле 1723 г. Площадь сада разделена на четыре цветника с симметрично скомпонованными узорами. Посередине установлен фонтан «Сноп». Наполнявшая чашу бассейна вода по трубам сливалась в залив. В центре каждого цветника поставлены фонтаны-колокола («клоши») с золочеными фигурами «Психеи», «Аполлона», «Фавна с козленком и «Вакха с Сатиром».

Highslide JS Highslide JS
Монплезирский сад Фонтан «Сноп»

Другим украшение садов Монплезира были фонтаны-шутихи, идея которых была заимствована из Версаля. В России эта забава прижилась особенно хорошо, отвечая нравам русского двора. К шутихам относятся фонтаны «Диванчики», «Дубок», «Елочки», «Зонтик». Маленький парк шутих создавался под руководством мастера фонтанного дела Федора Алексеевича Стрельникова (1754–1815), прекрасного знатока фонтанного дела, проработавшего в Петергофе 44 года и прошедшего путь от ученика мастера до титулярного советника.

Highslide JS Highslide JS
Фонтаны-шутихи в Нижнем парке

Западный ансамбль Нижнего парка
Дворец Марли – главное сооружение западной части Нижнего парка. Несмотря на небольшие размеры, он играет важную роль в общей структуре всего ансамбля. От дворца лучеобразно отходят три главные аллеи, прорезающие парк с запада на восток: центральная – Марлинская, северная – Малибанская и южная – березовая. Новый дворец получил название Марли на манер резиденции французских королей в Марли-ле-Руа близ Парижа, которую Петр Великий посетил во время своего пребывания во Франции в 1717 году. Фасад дворца с высокой крышей и тонким кружевом балконных решеток очень изысканный и изящный.

Highslide JS

Слева: Дворец Марли.

Вокруг дворца расположен вполне самостоятельный участок парка, включающий небольшие пруды, два сада (Венеры и Партерный), каскад и фонтаны в партере перед ним. Строительство Марли началось в 1720 г. с сооружения двух прудов. Один из них был Марлинский, а второй – Полукруглый, разделенный на секторы. Вынутая земля шла на подсыпку вала вдоль залива, который играл роль дамбы и служил преградой холодному северному ветру. В бассейнах полукруглого пруда во времена Петра разводили карасей, сазанов, карпов и судаков. Между северным берегом Марлинского пруда и земляным валом был устроен сад Венеры, который засадили плодовыми деревьями, ягодными кустарниками и цветами.

Highslide JS
От Марлинского пруда лучеобразно отходят три главные аллеи Нижнего парка

С юга от Марлинского пруда высится каскад «Золотая гора». Наверху были установлены скульптуры бога морей Посейдона с трезубцем в руках, Тритона и бога вина и веселья Бахуса. Вода била из пастей морских чудовищ, чьи маскароны были выполнены по рисункам Михаила Земцова. Скульптурное убранство фонтана перекликалось с Большим каскадом, но было более интимно и восхваляло царские победы в мирных баталиях, где Петр выступал мореплавателем, кузнецом, плотником, справедливым правителем и хорошим другом.

Highslide JS Highslide JS
Сад Венеры и Марлинский пруд и дворец: вид с земляного вала Вид с каскада «Золотая гора» на Марлинский пруд и земляной вал

Марли связывает всю композицию Нижнего парка. Отходящие от него три главные аллеи ведут к павильону «Эрмитаж», фонтану «Ева» и, пересекая Морской канал, композиционно связывают эту часть парка с фонтаном «Адам» и ансамблем Монплезира в восточной части Нижнего парка.

В глубине северо-восточного луча трехлучевой системы на самом берегу Финского залива стоит павильон Эрмитаж (от фр. hermitage – «место уединения»). Он был построен под руководством Браунштейна в 1721–1725 гг. Это был первый в России павильон такого рода. Главным помещением Эрмитажа был зал на втором этаже. Высокий потолок, огромные окна, ориентированные на четыре стороны света, и картины, сплошным ковром покрывающие стены, создавали особое ощущение у царских гостей, попавших в узкий круг приглашенных. За большой овальный стол в центре зала помещалось только 14 человек. Перед каждым из гостей ставился прибор, а средняя часть стола с полной сервировкой подавалась снизу.

Highslide JS

Слева: Павильон Эрмитаж на берегу залива.

Центральный ансамбль Нижнего парка
Большой каскад был главным сооружением Петергофа. Его современный облик складывался более 100 лет. Первым архитектором Большого каскада был Жан Батист Александр Леблон. После смерти Леблона над каскадом работали Брауштейн и Микетти. При Микетти Нижний грот украсили камнем и раковинами, а балюстраду – вазами. Летом 1723 г. в Нижнем гроте были устроены три фонтана и стол-шутиха, а выход из грота закрыли водяные завесы. На террасе над Нижним гротом были сделаны два маскарона Вакха и Нептуна, а между ними в нишах – мраморные бюсты – аллегорические изображения четырех времен года.

Highslide JS

Слева: Большой каскад.

Украсившие каскад скульптуры в основном изображают греческих богов, они были созданы в XIX в. Некоторые из них – копии известных работ европейских мастеров, другие были отлиты по оригинальным моделям знаменитых русских скульпторов Щедрина, Рашетта, Шубина, Прокофьева и Мартоса. По итальянской традиции у подножья водяных лестниц сидят изображения великих рек. В Петергофе были изваяны Нева (скульптор Ф. Ф. Щедрин) и Волхов (скульптор И. П. Прокофьев).

По первоначальному замыслу в центре Большого каскада должна была находиться фигура Геракла, побеждающего Лернейскую гидру, однако при строительстве Геракл был заменен на Самсона, разрывающего пасть льву. Считается, что фигура Самсона появилась в связи с Полтавской победой русских войск над шведами, одержанной в день Сампсония странноприимца. Лев же связывается со Швецией, так как именно этот символ присутствует на гербе страны и до наших дней.

Highslide JS Highslide JS
Вид на Большой каскад и Морской канал со стороны Петродворца Фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва»

Петергоф – уникальный парк эпохи барокко. В нем присутствуют все особенности этого стиля. Из Франции Петергоф воспринял строгость дальних перспектив аллей Нижнего сада и гладь бассейнов Верхнего, а Италия дала виды с вершин каскадов и феерию воды. Роскошные, похожие на театральные декорации сады Петродворца полны хитроумных забав. Русские традиции нашли свое отражение в уютных садиках малых дворцов. Яркие «голландские» цветники, купальни и бани, фонтаны-шутихи, зверинцы, садки для разведения рыбы и плодовые сады окружали казино и эрмитажи.

Однако русское барокко серьезно отличается от европейского. Для русского барокко характерна многокрасочность, особая пышность в скульптурном украшении и любовь к позолоте. И в то же время в нем ярче выражен земной светский характер архитектуры. Русские традиции в сочетании с европейскими художественными приемами дали удивительный результат. Яркие праздничные ансамбли царских садов лишены философского расчета эстетических концепций и больше рассчитаны на удобство и искреннее гостеприимство, чем на чопорный придворный праздник или необыкновенный художественный эффект.

 
Изображения: www.tsvetnik.info, Wikipedia
 

Использование материалов с сайта возможно только с письменного разрешения редакции.

© Все права защищены. Нарушители авторских прав будут преследоваться по закону.

Карта сайта || Обратная связь
  Яндекс цитирования  



 
 

Лучшие сады и парки Петербурга

  Вклад Петербурга в садовое искусство

  Мастера садово-паркового искусства

  Летний сад

  Петергоф:

 

  История создания

  Нижний парк

  Монплезир

  Марли

  Большой каскад

  Петергоф. Александрия:

 

  История создания

  Пейзажный парк

  Архитектурные сооружения

  «Дворец конгрессов» в Стрельне:

 

  Константиновский дворец

  Стрельнинский парк

  Ораниенбаум:

 

  История создания

  Большой дворец

  Нижний парк

  Верхний парк

  Царское Село:

 

  История создания

  Екатерининский парк

  Александровский парк

  Гатчина:

 

  История создания

  Дворцовый парк

  Структура парка

  Павловск

Статьи на близкие темы