ЦВЕТНИК.ИНФО

 

 
 
Главная Типы и стили сада Элементы сада Садовые проекты Отдых на даче Вечные вопросы
Плодовые Огородные Декоративные Цветочные Комнатные Весёлый цветник
 
   
 
   

Летний сад

 

Highslide JS

Слева: Фонтан «Коронный».

В 1704 г. по личному указу Петра I во вновь строящейся столице по царскому плану стали создавать Летний сад, который изначально создавался как летняя царская резиденция. Для его постройки была выделена часть острова Усадица, где ранее располагалось имение шведского майора. Усадьба находилась в естественном ограждении из воды. С востока была Безымянная протока, названная позднее Фонтанкой, из нее стали качать воду для парковых фонтанов. С юга текла речушка Моя, получившая русское имя Мойка. С запада сад отгораживала заболоченная протока Лебяжья, превращенная потом в прямой, как у Ленотра, канал.

Большое значение имели мелиоративные работы – выбранная территория не годилась даже для посадки деревьев, требовалось создать твердую поверхность. Для этого производились следующие действия устраивались водоемы (каналы и пруды), велись работы по укреплению почвы (деревья высаживались в саду круглый год), производилась активная подсыпка территории. Пруды и каналы были устроены для осушения территории сада, но в то же время они явились и декоративным его оформлением.

Активное строительство в саду начинается с 1709 года. Построен деревянный Летний дворец, строятся первые фонтаны, высаживаются деревья и цветы. Сад был разбит по образцу регулярных парков эпохи барокко – с симметрично расположенными аллеями, стрижеными деревьями и кустарниками, партерными цветниками, декоративными скульптурами и фонтанами.

Highslide JS

Слева: Летний сад и Летний дворец, 1716 г.

Летний сад задумывался Петром I как сад фонтанов, поэтому не удивительно, что они стали в итоге одним из существенных элементов садового ансамбля. Без них он не мыслил настоящего сада, способного соперничать по своей красоте со знаменитыми парками Версаля. Водоемы фонтанов были богато украшены позолоченными статуями из резного дерева, мрамора и свинца, вазами и маскаронами (масками). Специально для водовзводов Летнего сада Петр привез из Англии паровой насос.

Наряду с фонтанами, сад украшала богатая коллекция скульптур, которая к 1728 г. насчитывала уже более ста бюстов и статуй. Скульптуры вывозились в основном из Рима и Венеции. По тематике скульптуру Летнего сада можно разделить на три большие группы: исторического, аллегорического и мифологического содержания. Интересны скульптурные портреты исторических деятелей – Александра Македонского, Марка Аврелия, а также статуи, аллегорически изображающие Архитектуру, Славу, Мореплавание, Правосудие и персонажей античной мифологии – Минерву, Беллону, Немезиду, Эвтерпу, Флору, Меркурия, Вакха и др. Подбор тематики мифологических статуй был не случаен – античные боги и герои иносказательно передавали идеи государственной и преобразовательной деятельности Петра.

Highslide JS Highslide JS
Скульптурное убранство Центральной аллеи

Первоначально композиция Летнего сада была выполнена в традициях голландских регулярных садов. В 1716 году в Петербург приезжает французский архитектор Жан Батист Леблон, ученик А. Ленотра, который был хорошо известен в Европе своими сочинениями о регулярных садах и лабиринтах Версаля. Леблон перестраивает композицию Летнего сада, основываясь на принципах регулярных французских садов, где одним из характерных приемов является глубина ландшафта и насыщенность садовыми сооружениями. По-новому решается внутреннее пространство четырех центральных боскетов на главной аллее. Внутри них Леблон предложил расположить разнообразные «садовые затеи», а вдоль Лебяжьего канала, сооруженного в 1716 году, устроить огромный цветочный партер с фонтаном в середине.

В 1720-х гг. в южной части сада Леблон по указанию Петра спроектировал и построил колоссальный лабиринт, который состоял из четырех куртин со сложной системой дорожек. Идею этой садовой постройки Петр привез из Франции. Лабиринт был воспоминанием царя о версальских чудесах, идея создания книги-сада очень понравилась императору. В углублениях зеленных стен лабиринта были устроены 32 ниши. В них помещались герои басен Эзопа, фигурки животных, выполненные в натуральную величину: мыши, лягушки, змеи, ястреб и две курицы, еж, черепаха с орлом и другие. Все скульптуры отлили из свинца и позолотили. У фонтанов на перекрестках дорожек стояли столбы с табличками из белой жести, где были написаны басни и их толкования. Вход сторожила выполненная в натуральную величину свинцовая и позолоченная статуя горбатого Эзопа. Во времена правления Екатерины Великой, когда Летний сад был заброшен, свинцовые фигурки зверюшек раздарили придворным, а на месте лабиринта проложили лучевые аллеи.

С середины XVIII в. в садово-парковом искусстве Европы появилась новая мода. «Английские парки» стали строиться и в России. После разрушительного наводнения 1777 г. по указу Екатерины II все павильоны в Летнем саду, кроме «Грота», были разобраны, фонтаны уничтожены, пруды засыпаны, а многие статуи перевезены в Царское Село. Летний сад принял вид пейзажного парка, но с планировкой регулярного сада.

В 1784 г. было построено самое знаменитое украшение Летнего сада – ограда со стороны Невы, изготовленная на тульском литейном заводе. Автором рисунка чугунной ограды был архитектор Юрий Матвеевич Фельтен. Она состоит из 32 звеньев кованой решетки, больших ворот в центре и двух малых – справа и слева. Для ограды также использовали 36 столбов из крупнозернистого карельского гранита, сверху украшенных гранитными вазами и урнами. Знаменитая решетка Летнего сада стала одним из символов Санкт-Петербурга.

Highslide JS

Слева: Кованый элемент решётки над воротами Летнего сада.

В начале ХIХ в. Летний сад стал публичным городским садом «для прилично одетой публики», т. е. дворянства. С середины ХIХ в. Летний сад стал ядром большого зеленого массива в центре Санкт-Петербурга и любимым местом прогулок горожан. К некоторым сохранившимся с петровских времен статуям прибавились трофеи Суворова, привезенные из его европейских походов. А в 1855 г. на одной из площадок сада появился памятник Ивану Андреевичу Крылову, созданный скульптором Петром Павловичем Клодтом (1805–1867). Это был первый в России памятник литератору. Гранитный пьедестал памятника украшен горельефными композициями, исполненными тем же Клодтом по рисункам А. А. Агина на сюжеты наиболее прославленных крыловских басен.

В течение 2009–2011 гг. в Летнем саду проводилась масштабная реконструкция и капитальный ремонт. Были выполнены работы по реставрации мраморных скульптур и пьедесталов, реставрации чугунных оград парка, лечению больных деревьев, воссозданию 8 фонтанов, шпалер, боскетов – «Птичий двор», «Крестовое гульбище», «Менажерийный пруд», «Французский партер», воссозданию павильонов «Малая оранжерея» и «Голубятня», берсо, и ряда других объектов. Из 1817 деревьев у 1550 было сделано «кронирование» (поэтапная вырезка до 30% ветвей каждого дерева).

Highslide JS Highslide JS
Французский партер Берсо

При сохранившейся основной геометрической регулярной планировке Летнего сада восстановление шпалер – одно из самых главных мероприятий по возврату основных черт художественного облика сада первой четверти XVIII века. В Летнем саду стриженые стены боскетов (замкнутые пространства квадратной формы) устраивались из часто посаженных кустов или деревьев, ветви которых привязывались к каркасу. По такому же принципу устраивались крытые аллеи – «берсо».

Highslide JS Highslide JS
Шпалеры, очерчивающие границы боскета Боскет «Менажерийный пруд»

Для воссоздания зеленой структуры на территории Летнего сада высажены несколько тысяч деревьев и кустарников, в том числе 12000 уникальных шпалерных мелколистных лип. Внутри боскетов посажены породы, которые будут ежегодно кормить птиц своими плодами. Стриженые стены и шпалеры служат идеальным фоном для беломраморной коллекции итальянской скульптуры. А главное, они вернули Летнему саду облик истинного сада XVIII века.

 
Изображения: www.tsvetnik.info, Wikipedia
 

Использование материалов с сайта возможно только с письменного разрешения редакции.

© Все права защищены. Нарушители авторских прав будут преследоваться по закону.

Карта сайта || Обратная связь
  Яндекс цитирования  



 
 

Лучшие сады и парки Петербурга

  Вклад Петербурга в садовое искусство

  Мастера садово-паркового искусства

  Летний сад

  Петергоф:

 

  История создания

  Нижний парк

  Монплезир

  Марли

  Большой каскад

  Петергоф. Александрия:

 

  История создания

  Пейзажный парк

  Архитектурные сооружения

  «Дворец конгрессов» в Стрельне:

 

  Константиновский дворец

  Стрельнинский парк

  Ораниенбаум:

 

  История создания

  Большой дворец

  Нижний парк

  Верхний парк

  Царское Село:

 

  История создания

  Екатерининский парк

  Александровский парк

  Гатчина:

 

  История создания

  Дворцовый парк

  Структура парка

  Павловск

Статьи на близкие темы