ЦВЕТНИК.ИНФО

 

 
 
Главная Типы и стили сада Элементы сада Садовые проекты Отдых на даче Вечные вопросы
Плодовые Огородные Декоративные Цветочные Комнатные Весёлый цветник
 
   
 
   

Истоки интереса к «восточному стилю»

 
Highslide JS

Слева: Китайская беседка в Царском селе, Россия.

Надо отметить, что всплеск интереса к Японии и Китаю, конечно же, далеко не нов. Таинственные восточные страны с их удивительной культурой привлекали внимание жителей всей Европы со времен позднего Средневековья. Под влиянием рассказов и книг путешественников в европейской эстетике в свое время сформировался даже особый китайский стиль, не без участия которого на рубеже XVII-XVIII вв. возникло ландшафтное направление садового искусства.

Некоторые исследователи садово-паркового искусства убеждeны, что развитию пейзажного стиля в Европe способствовали китайская и японская культуры с их преклонением перед естественной красотой природы и искренним убеждением в том, что гармонии можно достичь при живописном, асимметричном расположении объектов. Однако на самом деле знакомство европейцев c восточной культурой началось еще в XIII в. в связи с путешествиями Марко Поло, что нe помешало в дальнейшем развиться регулярному стилю. Кроме того, даже в XVIII в. пейзaжный стиль практически не имел черт китайского садово-паркового искусства.

Highslide JS

Слева: Крестовый мост с китайской беседкой в Царском Селе, Россия.

B некоторых европейских садах, впрочем, отдавали дань моде и устраивали беседки, пагоды, мостики и павильоны в китайском стиле, то есть затрагивали только внешнюю сторону восточного садово-паркового искусства. В оформлении садово-парковых ансамблей XVIII века особенно популярным было направление, получившее название шинуазри́ или шинуазери́ (от фр. chinoiserie), дословно «китайщина». Шинуазри заключалось в широком использовании мотивов и стилистических приемов средневекового китайского искусства, ориентализма, и, в более широком смысле, экзотизма.

Из далеких поездок европейские купцы привозили новые впечатления об экзотических странах. Особенно яркими оказались рассказы об императорских садах Китая, где художниками и садоводами создавались искусственные пейзажи, воспроизводившие природу целых районов Поднебесной. Кажущаяся естественность китайских парков подчинялась живописным законам, и грандиозные композиции из искусственных озер и скал поражали, пленяли и ложились в основу красочных рассказов путешественников. Привезенные из далекого Китая рассказы путешественников о чудесных садах императоров, где были воссозданы в объеме написанные на свитках виды гор и лесов, в свою очередь оказали действие на воображение архитекторов ландшафтов.

Но привезенная на европейскую почву идея китайского сада утрачивала свой восточный смысл и становилась театральной декорацией, иллюстрацией к восточной сказке. Влияние Китая оставалось лишь в идее создания трехмерного пейзажного полотна. Появилось понятие «англо-китайский сад», к которым француз Леруж в своем альбоме гравированных планов парков отнес знаменитый Стоу несмотря на то, что в этом парке не было ни одной так называемой китайской или псевдо-восточной постройки (кроме одной беседки на фото ниже).

Highslide JS

Слева: Китайская беседка в парке Стоу. Построена в 1738 г. Один из самых ранних примеров «китайщины» в Англии.

На фоне этого увлечения Востоком «китайская тема» стала востребована во многих областях искусства и быта (например, мода на фарфор). В Европе возникает культура чаепития, а с ней в дворцово-парковых ансамблях стали появляться уникальные сооружения под названием «чайные домики» или китайские павильоны. Едва ли не первым опытом такого рода была выстроенная в XVII веке Китайская деревня при Дроттнингхольмском королевском дворце в окрестностях Стокгольма.

Подобные сооружения захотели иметь и другие государи Европы. В 1759 г. по приказу английской принцессы Августы близ Лондона был разбит Королевский ботанический сад Кью площадью 3,5 га. В его парке Ланселот Браун создал экзотический жасминовый сад, сад бамбуков и долину рододендронов. В 1762 г. архитектор Уильям Чамберс построил в Кью бутафорскую 50-метровую китайскую пагоду. В «английских парках», вдохновителями которых были сады китайских императоров, часто создавались участки в «восточном» стиле. В конечном итоге в классическом «английском саду» «восточный» участок стал такой же обязательной частью, как боскет или узорный партер во «французском парке».

Highslide JS

Слева: Пагода Уильяма Чэмберса (Англия).

Одним из ярчайших образцов «чайного домика» в китайском стиле является павильон в Сан-Суси, резиденции Фридриха Великого (архитектор И. Г. Бюринг, скульптор И. П. Бенкерт), построенный в 1754-1757 гг. Это была дань увлечению «китайской» модой и «английскими садами». Идеи просвещения и освобождения от дворцовых оков нашли свое экзотическое отражение в романтических рассказах о непонятной, но красивой жизни китайского двора.

Круглый в плане, китайский домик «населен» позолоченными «китайцами». Они встречают посетителя прямо у входа, как бы приглашая выпить с ними чаю. Изваяния выполнены в полный рост, одеты в фантазийную восточную одежду и имеют вполне европейские черты лица. «Китайцы» живут своей «жизнью»: мы застаем их во время трапезы. Внутреннее пространство павильона также изобилует сценами из восточной жизни – живописные композиции украшают стены и потолок. Особенно удивительны «китаянки» – полнотелые и массивные, они больше напоминают придворных дам, нежели стройных китайских танцовщиц.

Highslide JS Highslide JS
Китайский чайный домик в Сан-Суси, Потсдам, Германия

В России увлечение китайским стилем воплотилось в создании Китайского Дворца в Ораниенбауме. Китайский дворец создавался в 1762–1768 годах под руководством архитектора Антонио Ринальди. Уникальность дворца состоит в том, что в нем сохранились подлинные интерьеры.

Ринальди вообще слыл мастером псевдокитайского стиля. Для размещения гостей императорской резиденции в Царском селе он срисовал с принадлежавшей императрице гравюры и построил целую Китайскую деревню. Комплекс «китайских» сооружений Царского Села включал: Китайский театр, Крестовый мост, павильон Большой каприз, Скрипучую беседку, два железных моста через канал и Китайскую деревню, которая была главным звеном «китайского» ансамбля.

18 домиков Китайской деревни были предназначены для летнего проживания знатных гостей и придворных. Это были казенные дачи или пансионы. В свое время в них жили поэт Гавриил Романович Державин и историк Николай Михайлович Карамзин.

Highslide JS Highslide JS
Китайский Дворец в Ораниенбауме Китайская деревня в Царском селе

Неподалеку был расположен Скрипучий павильон, стены которого были внутри отделаны искусственным мрамором с росписью и лепниной по китайским мотивам. Венчающий беседку флюгер скрипел, поворачиваясь на ветру, от него павильон и получил свое название. Рядом был Китайский театр, в котором давал для русского двора премьеры своих новых опер прославленный композитор Джованни Паизиелло. Театр сгорел во время Великой Отечественной войны и с тех пор не восстанавливался.

В настоящее время, на волне общеевропейского увлечения китайскими философскими учениями, боевыми искусствами и традициями фэн-шуй вновь возникает интерес к шинуазри. Если вам импонирует этот стиль, то китайская беседка для чаепития сможет идеально удовлетворить ваш экзотический «каприз». Тем более, что ее можно купить в готовом (сборном) виде у строительных компаний. Пример индивидуальной конструкции китайской беседки можно посмотреть здесь.

 
Фотографии: Wikimedia Commons
 

Использование материалов с сайта возможно только с письменного разрешения редакции.

© Все права защищены. Нарушители авторских прав будут преследоваться по закону.

Карта сайта || Обратная связь
  Яндекс цитирования  



 
 

Сад в восточном стиле

  Тяга к «восточному»

  Общее и особенное у восточных садов

  Истоки интереса к «восточному стилю»

Философские основы

  Фэн-шуй

  Философия японского сада

  Японский сад чаепития

Основные элементы

  Камень, вода, дерево

  Камни в восточном саду

  Карэсансуй («сухой пейзаж»)

  Сухой ручей

  Вода в восточном саду

Архитектурные элементы

  Неживые структуры

  Ограды и живые изгороди

  Садовые дорожки

  Садовые мостики

  Водная пошаговая дорожка

  Беседки и чайные домики

  Домик для чайных церемоний

  Китайская беседка для чаепития

  Садовая скульптура

  Каменные фонари

  Пагоды

  Цукубаи

  Шиши-одоши

  Музыкальная подвеска

Растения в восточном саду

  Роль растений в восточном саду

  Лучшие растения для восточного сада

  Хвойные растения

  Лиственные деревья

  Сакура

  Декоративные кустарники

  Рододендроны

  Травянистые растения

  Мхи и их заменители

Практикум

  Проект рокария в восточном стиле

Статьи на близкую тему