ЦВЕТНИК.ИНФО

 

 
 
Главная Типы и стили сада Элементы сада Садовые проекты Отдых на даче Вечные вопросы
Плодовые Огородные Декоративные Цветочные Комнатные Весёлый цветник
 
   
 
   

Происхождение галечной мозаики

 

Highslide JS

Слева: Мозаичное мощение из необработанной гальки. Греция.

Зарождение искусства напольной мозаики относится к глубокой древности – к периоду архаики в Древней Греции и к еще более раннему периоду на востоке Средиземноморья, то есть примерно к 8-7 веку до н.э. Изначально мостильщики полов не ставили перед собой никаких изобразительных задач, рассыпая гальку по свежезалитой стяжке, и только со временем стали появляться мозаичные узоры. Сначала они были простыми, даже примитивными, но постепенно усложнялись, превращаясь в определенный орнамент.

Со временем декоративный орнамент в напольном панно уступает центральное место эмблеме, изображающей животных, птиц и фигуры людей, а сам отходит на «вторые роли» бордюра или обрамления галечного мощения. Центральную картину могут окружать бордюры самой разнообразной сложности – от простых геометрических до сложнейших растительных орнаментов. Сочетание неповторяющихся композиций центрального панно и разнообразных приемов их обрамления создает бесконечное количество вариаций.

Наиболее ранние образцы мозаичного мощения выполнены в технике барбарикум – достаточно простой, чтобы испытать даже тому, кто никогда раньше не имел дела с мозаикой. Это галечная мозаика из уложенной в глину, штукатурку или асфальт однотонной или двухцветной необработанной гальки. Техника галечного набора зародилась в странах Ближнего Востока, но наибольшее развитие получила в Греции, латинское же название barbaricum она приобрела значительно позже, когда миновал период ее расцвета.

Highslide JS

Слева: Внутренний дворик с галечным мощением. Греция.

Эти мощения набирались исключительно из природных материалов, которые привлекали владельцев приморских жилищ в первую очередь своей практичностью и красотой. Морские окатыши, набранные в мозаичное ложе так, чтобы над поверхностью возвышалась их меньшая часть, создавали прохладу и услаждали взор; по ним было приятно ходить в жаркую погоду босиком, а после дождя или полива ошлифованные природой камни раскрывали прелесть своей текстуры.

Несмотря на исключительное мастерство исполнения многих мозаик в технике барбарикум, владельцы в первую очередь отдавали предпочтение практичности галечного мощения и до какого-то времени мирились с ограниченностью цветовой палитры, с графичностью мозаичного набора. Галечные мозаики в начальный период развития не рассматривались как произведения искусства и носили прикладной характер, но то, что ими украшали полы святилищ, храмов и дворцов, говорит об их востребованности. Свидетельства существования местных традиций в напольных мощениях на основе гальки встречаются как в Средиземноморье, так и на берегах Черного моря – от Италии до Крыма, от Кипра до Северной Африки. Если в период архаики простые галечные мозаики украшали полы святилищ, то в классический период почти все мозаики обнаружены в частных домах.

Highslide JS

Слева: Напольное мощение в технике барбарикум. Греция.

Начиная с раннего III века, галечные мозаики становятся отживающей техникой, передав своим преемницам множество сюжетов, мотивов и композиционных приемов. На смену мозаикам из необработанных материалов в их первозданном виде приходят более совершенные мозаики, исходные материалы для которых подверглись предварительной обработке. Они позволили повысить изобразительные качества набора, создавая более детализированные изображения, и расширить декоративный репертуар.

Когда античный мастер впервые расколол привычный округлый модуль гальки на фрагменты (тессеры), имеющие принципиально иную форму правильного квадрата или прямоугольника, это событие, на первый взгляд кажущееся незначительным, положило начало развитию совершенно новой техники, которой было суждено пережить тысячелетия в почти неизменном виде. Хотя изобретение тесселированной мозаичной техники, призванной удовлетворить растущую потребность в более живописных мощениях, едва ли может быть точно датировано, но его относят примерно к III веку до н.э.

Highslide JS Highslide JS
Зооморфные мотивы на галечном мощении в технике барбарикум. Греция

Изобретение тесселирования является результатом экспериментальной деятельности множества мастеров в различных регионах греческого мира в конце IV - начале III века до н.э. Это был период, когда мастера, не порывая с традициями набора галечных мозаик, экспериментировали в поисках новых техник и технологий, расширяющих изобразительные возможности мозаичных мощений. Первые образцы мозаик, в которых наряду с галечным мощением использовалось тесселирование, показывают, что сначала колотые камни появляются в мозаичном наборе как бы случайно, затем они заполняют малозначительные участки и секции мощений, а со временем новая техника полностью вытесняет галечные мозаики.

Постепенно мастера освоили технологию колки камня на тессеры, их работы приобретали отточенность и завершенность. Мозаичистам удалось расширить цветовую палитру благодаря раскрытию живописных возможностей природных материалов – разнообразных мраморов, цветных известняков, сланцев, полудрагоценных камней, смальт – и постепенно освоить богатейшие возможности, которые несла в себе новая техника, позволявшая проявить цвета, недоступные натуральной гальке.

Highslide JS Highslide JS
Мелкомодульная напольная мозаика в технике тесселирования. Греция

Тем не менее, эта более совершенная техника мозаичного мощения не смогла полностью вытеснить покрытия из монохромной необработанной гальки. Это и понятно: галечные напольные мозаики практичнее тесселирования, для их создания не требуется высокое мастерство мозаичиста, материал в виде морской или речной гальки доступен, техника набора достаточно проста и позволяет добиться таких декоративных эффектов, которые украсят любой загородный ландшафт.

 
Фотографии: www.tsvetnik.info
 

Использование материалов с сайта возможно только с письменного разрешения редакции.

© Все права защищены. Нарушители авторских прав будут преследоваться по закону.

Карта сайта || Обратная связь
  Яндекс цитирования  



 
 

Галечное мощение

  Галечная мозаика в ландшафтном дизайне

  Происхождение галечной мозаики

  Азы галечного мощения:

 

  Материалы для напольной мозаики

  Виды гальки

  Устройство дренажа и основания

  Технология набора мозаичного покрытия:

 

  Изготовление мозаичной плитки

  Реставрация площадки

  Самодельные плиты с мозаикой

  Создание крупной галечной мозаики

  Сад в марокканском стиле

  Сухой ручей

Статьи на близкие темы