ЦВЕТНИК.ИНФО

 

 
 
Главная Типы и стили сада Элементы сада Садовые проекты Отдых на даче Вечные вопросы
Плодовые Огородные Декоративные Цветочные Комнатные Весёлый цветник
 
   
 
   

Первые мастера пейзажного направления

 
Highslide JS

Слева: Уильям Кент.

Уильям Кент
Подобно тому как в середине XVII в. выдвинулся Андре Ленотр, олицетворявший искусство «французских садов», в 30-х гг. XVIII в. в Англии начал работать Уильям Кент (1684 – 1748), художник, ставший выдающимся мастером нового стиля в ландшафтной архитектуре и основателем системы английского сада. Великий ландшафтоустроитель умер в звании первого живописца короля и главного архитектора.

Самым значительным этапом образования Кента была поездка в Италию, где он почерпнул знания о перспективе и композиции итальянских вилл. Кент считал искусство создания садов своего рода пейзажной живописью, где знания садовника уступали образованию архитектора и живописца, владевших искусством композиции.

Детали и парковые строения в произвениях Кента продумывались и создавались как части нарисованного на картине пейзажа. Римские развалины с полотен художников превращались в романтические беседки-руины или римские мосты, среди густой зелени были видны белоснежные античные храмы или живописные беседки-хижины. Созданные им парковые пейзажи выглядели как бы сошедшими с живописного полотна.

Highslide JS Highslide JS
Английские поместья Стоу (слева) и Раушем (справа), в которых работал У. Кент

Самая известная его работа – парк Стоу в графстве Бакингемшир. В XVIII в. парк Стоу стал самым знаменитым парком Англии. Однако этому предшествовал долгий период переделок и совершенствования парковой композиции, который продлился практически половину столетия. При планировке садов в Стоу Кент отрешился от угловых линий и симметрии, господствовавших во французском садовом стиле, стремясь к идеальному единству отдельных частей и художественности форм, не идущих вразрез с природой.

Ланселот Браун
В 40-е гг. XVIII в. главным садовником Стоу стал последователь Кента Ланселот Браун (1716 – 1783). При нем Стоу окончательно превратился в пейзажный парк, ставший образцом, которому подражали ландшафтные архитекторы Европы и России. Когда Браун приступил к работам, Кент еще продолжал руководить строительством, и 25-летнему молодому садовнику была предоставлена уникальная возможность научиться у великого пейзажиста его искусству. Женившись на дочери Уильяма Кента, Браун стал не просто учеником, но и родственником своего учителя.

Highslide JS

Слева: Ланселот Браун.

После смерти Кента Браун открыл собственное дело и занялся «усовершенствованием земельных наделов» по всей Англии. Со второй половины XVIII в. Браун стал самым крупным мастером садов в пейзажном стиле, им было создано более 170 парков. Неутомимый труженик, упорядочивший огромные по площади территории в разных уголках Британии, Браун разрушил устаревшую систему регулярного сада, разработанную для Людовика XIV французом Ленотром. Самые знаменитые работы Ланселота Брауна: парки у замка Бленхем, в садах Кью, у замка Уорвик, в имении Боувуд и в аббатстве Милтон, неподалеку от деревни Милтон.

Для Брауна характерно упрощение структуры парка за счет окончательного отказа от геометрических линий аллей и партеров. В его садах открытые пространства (полянки и лужайки) открывают захватывающие перспективы и зрительно расширяют пределы парка. В своих работах Браун особое внимание уделял озерам и водоемам, создавая их почти всегда при помощи запруд. Очертания берегов казались естественными, хотя на самом деле были тщательно продуманы и подготовлены в инженерном отношении. Плотину Браун чаще всего устраивал так, чтобы получался водопад, не только включенный в живописную картину, но и создающий музыкальный эффект приятным журчанием падающей воды.

Highslide JS Highslide JS
Английские поместья Четсворт (слева) и Боувуд (справа), в которых работал Л. Браун

Гений Брауна был оценен по заслугам лишь после его смерти, современники часто обвиняли его в «невнятном копировании природы». Работы Брауна так точно и незаметно создавали идеальную картину как будто естественного пейзажа, что в некрологе Брауну было написано: «Таково было воздействие его гения, что когда он был счастливейшим человеком, его ценили меньше всего; он так точно копировал природу, что его работы можно было с ней перепутать».

 
Изображения: Wikipedia
 

Использование материалов с сайта возможно только с письменного разрешения редакции.

© Все права защищены. Нарушители авторских прав будут преследоваться по закону.

Карта сайта || Обратная связь
  Яндекс цитирования  



 
 

Пейзажный сад

  Происхождение пейзажного стиля

  Первые мастера пейзажного направления

  Основные принципы пейзажного стиля

  «Китайщина»

  Эстетизация руин

  Проектирование «английского сада»

  Элементы пейзажной планировки

Живые элементы

  Живая изгородь

  Английский «мейз»

  Пруд или болотце

  «Лесной овраг»

  Природный ручей

  Сухой ручей

  Рокарий

  Рутарий (коряжная горка)

  Вересковая опушка

  Хвойно-вересковый миксбордер

  «Корабельная роща»

  Сад папоротников

Архитектурные элементы

 

  Ограда

  Арка

  Пергола

  Руина

  Каприз

  Беседка

  Грот

  Скамейка

 

Национальные особенности

  Национальные пейзажные сады

  Английский сельский сад

  Русская дворянская усадьба

  Русский деревенский сад

  Японский сад

  Китайский сад

Выдающиеся примеры

  Стоу

  Павловск

  Царицыно

Статья на близкую тему