ЦВЕТНИК.ИНФО

 

 
 
Главная Типы и стили сада Элементы сада Садовые проекты Отдых на даче Вечные вопросы
Плодовые Огородные Декоративные Цветочные Комнатные Весёлый цветник
 
   
 
   

Лабиринт в регулярном парке

 
Highslide JS

Слева: Версальский лабиринт (1677-1778).

Во времена позднего Средневековья лабиринт постепенно становится модным и престижным элементом ландшафтного дизайна в садах европейской аристократии. Из простого украшения, каким он служил в ранние эпохи, лабиринт превращается в сложную головоломку. Лабиринты из живой изгороди становятся непременной деталью многих садов и парков Европы, а прогулка среди запутанных тропинок и тупичков превращается в весьма популярное развлечение для аристократии.

Расцвету садового лабиринта существенно помогли появившиеся между 1550 и 1650 годами первые книги по садово-парковому строительству, снабженные подробными описаниями этого модного элемента ландшафтного искусства. Тут есть и рекомендации по посадке и стрижке живых изгородей, и несколько готовых планов, используя которые можно было построить лабиринт самостоятельно.

Highslide JS Highslide JS
Схемы парковых лабиринтов на немецкик гравюрах XVII века

В садах барокко лабиринт – это одна из иронических затей, головоломок, позволяющих украсить и разнообразить досуг. Сама зрелищность, пышность, аллегоричность этого стиля как нельзя больше подходит для лабиринта с вычурными изгибами стен и дорожек. Скамейки, беседки, скульптуры нередко прячутся здесь так, чтобы быть обнаруженными внезапно, ведь лабиринт барокко – развлечение! Выдающимся примером такого лабиринта был Лабиринт Версаля (1677-1778), сыгравший значительную роль в обретении Версальским парком мировой известности.

Версальский лабиринт
Лабиринт Версаля – бывший лабиринт в Версальском парке, оформленный группами фонтанов и скульптур, изображавших сцены из басен Эзопа. Сначала, в 1665 году, архитектор парка Андре Ленотр спроектировал Лабиринт из простых аллей, но в 1669 году Шарль Перро посоветовал королю Людовику XIV добавить в него тридцать девять фонтанов, каждый из которых будет представлять одну из басен Эзопа. Работы по созданию Лабиринта продолжались с 1672 по 1677 год. Струи воды, несущиеся из ртов животных-персонажей словно изображали разговор между этими созданиями. Рядом с фонтанами были размещены таблички с подписями и строфами поэта Исаака Бенсерада. Подробные описания Лабиринта, его басен и скульптур представлены в издании «Лабиринт Версаля» Шарля Перро, иллюстрированном гравюрами Себастьяна Леклерка.

В 1665 году Андре Ленотр распланировал лабиринт из живой изгороди на участке южнее Фонатана Латоны рядом с Оранжереей. В 1668 году Жан де Лафонтен опубликовал свой первый сборник басен, посвященных Великому дофину Людовику, шестилетнему сыну Людовика XIV. Хотя Лафонтен вызвал недовольство короля, его стихи, возможно, вдохновили Шарля Перро, автора «Сказок матушки Гусыни», который в предыдущем году стал главным служащим сюринтендатства королевских строений, посоветовать Людовику XIV в 1669 году перестроить Лабиринт таким образом, чтобы он помогал обучению Дофина. С 1672 по 1677 Ленотр перепланировал Лабиринт, добавив к нему 39 фонтанов, которые изображали сюжеты басен Эзопа. Над созданием гидравлических скульптур работали скульпторы Жан-Батист Тюби, Этьен ле Онгр, Пьер ле Гро, а также братья Гаспар и Бальтазар Марсе.

Highslide JS Highslide JS
Картины с изображениями скульптурных элементов лабиринта Версаля: Купидон и Эзоп (слева), Лиса и Журавль (справа)

Каждый фонтан сопровождала бронзовая табличка, которая содержала пересказ басни Эзопа всего в четырех строках, написанных золотыми буквами. Автор четверостиший был Исаак де Бенсерад. По этим табличкам сын Людовика XIV учился читать. Бенсерад, который также отбирал басни для Лабиринта, отмечал, что его стихи описывали соответствующие басни именно по желанию Короля.

Когда в 1677 году строительство Лабиринта было завершено, в нем расположились 39 фонтанов с 333 раскрашенными металлическими скульптурами животных. Вода для работы фонтанов поставлялась из Сены с помощью Машины Марли. В ней использовалось 14 водоподъемных колес, которые приводили в действие 253 помпы, некоторые из которых работали на расстоянии в три четверти мили.

Вскоре после того, как Лабиринт был построен, Перро опубликовал его описание: «Это квадрат молодого и очень густо посаженного леса, прорезанный многочисленными аллеями, которые переплетаются друг с другом так искусно, что нет ничего легче и приятнее, чем в них заблудиться. В конце каждой аллеи и в местах их пересечения находятся фонтаны, так что в каком бы месте вы ни находились, можно одновременно увидеть три или четыре из них, а чаще шесть или семь. Бассейны этих фонтанов, различные по фигурам и оформлению, украшены изящным камнями и редкими ракушками. Кроме того, на них изображены животные – персонажи самых известных басен Эзопа. Эти творения настолько хороши, что кажутся живыми и участвуют в действе, которое изображают. Можно даже сказать, что они произносят слова, которые предписаны им в басне, поскольку струи воды, которые они посылают друг другу, кажется, не только оживляют их, но и служат для выражения их чувств и мыслей.»

Лабиринт пользовался большой популярностью не только у Короля и дофина, а также среди знати, которая допускалась к Версальскому парку. Учитывая это, в 1675 году было издано руководство «Лабиринт Версаля» Перро, содержащее басни, описания фонтанов и стихи, написанные поэтом Исааком Бенсераде для каждой басни. В 1677 году руководство переиздали с гравюрами Себастьяна Леклерка. Вскоре вышло третье издание, в котором гравюры Леклерка были украшены Жаком Бейли. Маленькая карманная книжка была роскошно оправлена красным сафьяном с позолоченным тиснением. Также руководство перевели и издали на английском.

Highslide JS

Слева: Вход в Лабиринт; работа Жана Котелля.

Лабиринт играл значительную роль в создании неповторимого образа Версальского парка. В иллюстрированном путеводителе, напечатанном в Амстердаме в 1682 году, работа Ленотра была оценена очень высоко: «Среди всех этих произведений нет ничего более прекрасного и похвального, чем Королевский парк в Версале, и в нем – Лабиринт … Перекресток и повороты Лабиринта, окруженные с обеих сторон зелеными подстриженными живыми изгородями, не наводят скуку, поскольку всегда рядом скульптуры и фонтаны, которые рассказывают загадочные и поучительные басни Эзопа.»

В 1778 году Лабиринт был разрушен по распоряжению Людовика XVI ввиду большой стоимости его содержания. На месте лабиринта был обустроен дендрарий из экзотических деревьев в английском стиле, который получил название боскета Королевы. В 1785 году именно в этой части Версальского парка произошел эпизод, связанный с делом об ожерелье королевы, которое скомпрометировало Марию-Антуанетту.

От прежнего лабиринта сохранились 34 детали фонтанов и две статуи Амура и Эзопа; они хранятся в запасниках Национального музея замков Версаля и Трианона.

Интересно отметить, что в России при Петре I в Летнем саду Петербурга были устроены лабиринты Летнего сада со скульптурами на темы басен Эзопа – в подражание знаменитому лабиринту во французском Версале. Лабиринт Летнего сада состоял из четырёх куртин со сложной системой дорожек. Среди «живых» стен были устроены 32 ниши, в которых находились отлитые из свинца и позолоченные фигурки – герои какой-нибудь басни Эзопа, выполненные в натуральную величину: мыши, лягушки, змеи, ястреб, курицы, ёж, черепаха, орел. При входе в лабиринт, как и в Версале, возвышалась статуя самого Эзопа.

 
По материалам: Wikipedia
 

Использование материалов с сайта возможно только с письменного разрешения редакции.

© Все права защищены. Нарушители авторских прав будут преследоваться по закону.

Карта сайта || Обратная связь
  Яндекс цитирования  



 
 

Сад по-французски

  Происхождение регулярного стиля

  Главные принципы регулярного сада

  Аллея в регулярном парке

  Партер

  Виды партерных клумб

  Боскет

  Виды боскетов

  Берсо

  Лабиринт в регулярном парке

Топиарные акценты по-французски

  Топиарные акценты для партера

  Зелёная стриженная пирамида

Растения для аллеи

 

  Берёза

  Бук

  Дуб

  Ель

  Каштан конский

  Клён

  Липа

  Тисс

  Тополь

  Туя

 

Растения для боскета–рощи

 

  Берёза

  Граб

  Лещина

  Липа

 

Растения для боскета–кабинета

 

  Бирючина

  Боярышник

  Бук

  Кизильник

  Самшит

  Тис

  Туя

  Форзиция

 

Растения для берсо

 

  Арония

  Бобовник

  Боярышник

  Граб

  Ива

  Рябина

 

Статьи на близкие темы

  Сад по-итальянски

  Сад по-английски

  Сад по-мексикански

  Сад по-японски