ЦВЕТНИК.ИНФО

 

 
 
Главная Типы и стили сада Элементы сада Садовые проекты Отдых на даче Вечные вопросы
Плодовые Огородные Декоративные Цветочные Комнатные Весёлый цветник
 
   
 
   

Аксель Эрландсон и «Цирк деревьев»

 
Highslide JS

Слева: Аксель Эрландсон под одним из экспонатов в своем «Цирке деревьев».

Другим родоначальником арбоскульптуры считается Аксель Эрландсон (Axel Erlandson). Он родился в 1884 году в семье шведских иммигрантов, переселившихся на американский континент. Долгое время занимался выращиванием в Центральной Калифорнии бобовых и зерновых культур. Наблюдая за тем, насколько причудливо в природе способны переплетаться гибкие стебли растений, Эрландсон решил попробовать проделать то же самое с некоторыми деревьями. В 1919 году при помощи прививок, обрезки и специальных приспособлений ему удалось на основе двух платанов создать свою первую скульптуру.

Вдохновленный успехом, Аксель продолжил эксперименты и постепенно за годы создал целую уникальную в своем роде коллекцию. Однако вплоть до 1945 года ему и в голову не приходило выставлять свои шедевры на всеобщее обозрение. Аксель, как и его семья, относился к созданию скульптур на основе живых деревьев всего лишь как к семейному развлечению и хобби, а не как к искусству. Передумать мастера заставили его дочь и жена, вернувшиеся из заграничной поездки. Во время путешествия дамам не раз представлялась возможность убедиться в том, что люди падки на все необычное и готовы за возможность полюбоваться всякими странностями платить большие деньги.

Highslide JS

Слева: «Дерево-петля» из «Цирка деревьев».

Вняв разумным доводам супруги и дочери, Эрландсон решил организовать под открытым небом сад-музей и название выбрал ему интересное – «Древесный цирк». Чтобы реализовать свою идею, Акселю понадобились два года. За это время он приобрел небольшой земельный участок в Скоттс-Вэлли на главной дороге между Долиной Санта-Клары и океаном (здесь как раз проходил туристический маршрут), куда пересадил лучшие экземпляры из своего сада. Выращивать новые живые скульптуры Аксель не стал, поскольку процесс их формировки требует очень много времени. Сад-музей «Древесный цирк» был торжественно открыт в 1947 году.

К наиболее интересным экспонатам музея Эрландсона традиционно относятся:

  • Дерево-корзина
    Композиция создана из шести платанов (Platanus acerifolia), которые расположены по кругу и привиты друг к другу в 42 различных местах.

  • Двуногое дерево (дерево-арка)
    При помощи специальных приспособлений Акселю Эрландсону удалось соединить два ствола в одно дерево и получить симпатичную «раскоряку».

  • Дерево-лестница
    На формирование дерева-лестницы ушло около 40 лет.

Highslide JS Highslide JS
«Дерево-корзина» «Двуногое дерево»

Эрландсон посвятил арбоскульптуре всю свою жизнь. Он создал выдающиеся скульптуры из живых деревьев. Когда же его спрашивали, как у него вырастали такие шедевры, он часто отвечал что-то типа: «Я их просто попросил об этом». Умер Аксель Эрландсон в 1964 году, так и не раскрыв никому секреты своего ремесла. Но известно, что пионер арбоскульптуры тщательно планировал свои будущие творения на бумаге, а затем воплощал их в жизнь с помощью обрезки, прививки, пригибания и сращивания растений.

Highslide JS

Слева: «Дерево-лестница».

Сад-музей перешел к новому владельцу, который переименовал его на «Потерянный мир» (Lost World). В новом проекте чудо-деревьям отводилась лишь второстепенная роль. На первом же плане выставлялись пластмассовые фигуры динозавров. Подобные идеи публике не пришлись по вкусу, поэтому хозяева сада неоднократно терпели банкротство.

Самые крупные проблемы у парка появились в 1984 г., когда начались серьезные споры о том, можно ли этот участок считать историческим памятником. Иначе «Затерянному миру» грозило разрушение бульдозерами. В 1985 г. Майкл Бонфанте (Michael Bonfante), владелец сети бакалейных магазинов Nob Hill Foods, приобрёл и пересадил 24 дерева-скульптуры для своего развлекательного парка в калифорнийском городе Гилрое ("Gillroy Gardens", Гилрой, Калифорния, США). Здесь и сегодня можно увидеть огромные сердца, решeтчaтые деревья, спирали, лестницы и прочие объекты из деревьев, сформированные Эрландсоном.

Highslide JS Highslide JS
«Иголка с ниткой» «Дерево-куб»

Часть экспонатов из коллекции Эрландсона представлены в засушенном виде в Музее истории искусств в Санта-Круз, Калифорния.

И сегодня арбоскульптуры создаются, в основном, теми же методами, которыми пользовался Аксель Эрландсон. Деревья изгибают, обрезают, прививают, объединяют по нескольку сразу при посадке или с помощью прививки.

 

Использование материалов с сайта возможно только с письменного разрешения редакции.

© Все права защищены. Нарушители авторских прав будут преследоваться по закону.

Карта сайта || Обратная связь
  Яндекс цитирования  



 
 

Арбоскульптура

  Деревья как средство искусства

История арбоскульптуры

  Древние корни арбоскульптуры

  Артур Вихула и истоки экодизайна

  Джон Крубзак и его кресло

  Аксель Эрландсон и «Цирк деревьев»

Секреты арбоскульптуры

  Приемы и методы арбоскульптуры

  Живые структуры из ивы

  Живая мебель:

 

  Стул Ричарда Римса

  Скамейка Германа Блока

  Живой стол

  От живых сидений к беседке

  Сложная арбоархитектура

Смежные виды декоративного садоводства

  Формово-декоративное садоводство

  Формованные деревья как арбоскульптуры

  Плетеные изгороди и галереи

  Переплетенные беседки из деревьев

  Непереплетенные беседки из деревьев

  Деревья в «беседочной» культуре

  Зеленые скульптуры-топиары

  Бонсай

Статьи на близкие темы